Минздрав не рекомендует – онкоцентр покупает, или как политика играет с онкологией на Кировоградщине

Сегодня Кировоградский областной совет рассмотрит письмо народных депутатов Украины о закупке оборудования для облучения онкобольных, с которым они обратились в Министерство здравоохранения и Кировоградскую областную военную администрацию. ОВА решила вынести этот вопрос по усмотрению депутатов. Хотя еще в ноябре получило письмо, в котором Минздрав не рекомендует закупать гамма-терапевтический аппарат. Но руководство онкоцентра убеждало, что это оптимальный вариант по цене и качеству, и решило приобрести за 48,5 миллиона гривен из областного бюджета именно его. Еще за 8 миллионов гривенпостроит под него бункер. А потом планирует купить дополнительно коллиматор для дистанционного облучения. Но учитывая «подковерную» активность перед сессией, главным ее вопросом станет не радиологическое лечение онкобольных, а кадровые изменения. И не в онкоцентре, руководитель которого еще недавно «громко» заявлял о притеснениях со стороны председателя облсовета. Почему вокруг медицинского оборудования столько шума, как политики используют чувствительную онкологическую тему, почему большинство коммунальных онкоцентров переходят на облучение линейными ускорителями, а в нашей области онкобольные должны довольствоваться старой технологией на новом кобальтовом аппарате читайте дальше в нашей рубрике Война и деньги.

Онкоцентр как повод

Те, кто читал последние сообщения генерального директора Областного клинического онкоцентра Константина Яринича в фейсбуке и его комментарии в СМИ, знают, что письма народных депутатов в Минздрав и ОВО о закупке оборудования он связывает с председателем областного совета.

Сергей Шульга в ответ пошутил, что тот ему льстит, если считает, что он мог повлиять на 13 депутатов Верховной Рады. Тем более что среди них нет ни одного от нашей области. Пока единственное, что явно сочетает с Сергеем Шульгой — политическая партия «Слуга народа». Но это сегодня такой же повод говорить о его причастности к этому письму, как и средняя температура по палате для установления диагноза. Едва ли не единственное, что не вызывает сомнений в публичных заявлениях Константина Яринича — упомянутые «слуги народа» не имеют никакого отношения к медицине. И то, что они заинтересовались закупкой оборудования в Кировоградской области, действительно выглядит подозрительно.

В этом контексте упоминается расследование журналистов BBC Украина о том, как кто только не толкал нос в закупке линейных ускорителей в других областях в интересах одного и того же поставщика.

Но это вовсе не означает, что гамма-терапевтический аппарат или так называемый кобальтовый действительно оптимальный вариант.

Но кроме внимания нардепов к нашему онкоцентру, которому, между прочим, не хватает не только линейного ускорителя, не могут не удивлять заявления Константина Яринича.

Например, в открытом письме депутатам областного совета и руководству ОВА от 16 февраля он пишет, что действия председателя облсовета поставили под угрозу договор с Национальной службой здоровья на 60 млн грн и предоставление пациентам радиологического лечения.

В тот момент онкоцентр, как можно увидеть на сайте НСЗУ, уже подписал договор на этот пакет услуг на 70 млн 887 тыс. грн.

И из областного бюджета также частично уже проплатили стоимость нового оборудования. Поэтому удивительно, что сигнал «SOS!» раздался только сейчас. Как раз, когда в кулуарах заговорили о сессии.

Но тех, кому проблема рака знакома не понаслышке, изрядно озадачило заявление, что Сергей Шульга якобы предлагал лечить пациентов радиологического отделения в частной клинике. Очевидно, речь идет о «Томоклинике», поскольку кроме онкоцентра в нашей области только она заключила договор с НСЗУ о радиологическом лечении и имеет два линейных ускорителя. И хотя это означает, что услуга по облучению здесь также должна быть бесплатной, вряд ли кто-то в здравом уме пошел бы на эксперимент и лишил единое специализированное учреждение, оказывающее комплексную помощь онкобольным, 40% финансирования. Потому что это равнозначно его уничтожению и политическому самоубийству. Лучший подарок оппозиции не придумаешь. Тем более, когда на место председателя областного совета посягают даже однопартийцы.

DOSSIER →  С 2026 года украинцы 40+ получат деньги в "Дия" на бесплатный медосмотр

Поэтому мы поинтересовались у членов депутатской комиссии по здравоохранению, что им известно о намерениях Сергея Шульги передать пациентов онкоцентра в «частные руки». На что глава комиссии Лариса Андреева и заместитель председателя комиссии Геннадий Сябренко отметили, что в их присутствии об этом речь не шла. По словам депутата из этой же комиссии Ирины Чемерис, во время обсуждения закупки оборудования для онкоцентра звучали разные предложения. В частности, и возможность облучения онкобольных в частной клинике. Однако речь ли о закрытии радиологического отделения — непонятно.

«Это было уже давно и мне сейчас сложно вспомнить подробности», — объяснила она.

Председатель областного совета Сергей Шульга на брифинге рассказал журналистам, что когда инициировал проверку в онкоцентре, не ожидал такой реакции Константина Яринича. Говорит, что контрольно-ревизионный отдел создан еще при бывшем председателе областного совета Александре Черноиваненке. Аудиты коммунальных предприятий, подчиненных областному совету, не его нововведения. Поводом для проверки стала закупка радиологического оборудования, тянущаяся уже почти два года.

В ноябре 2021-го победителем тендера стала компания Евромедпроект с российским владельцем, с которой онкоцентр даже после полномасштабного вторжения России в Украину подписал несколько дополнительных соглашений об отсрочке поставок оборудования. Нашим коллегам Константин Яринич объяснил, что в то время не было нормативных ограничений такого сотрудничества, и что владелец живет и платит налоги в Украине. Однако Госаудитслужба потребовала расторжения договора и возврата предоплаты из-за связи предприятия со страной-агрессором.

В том же году Хмельницкий противоопухолевый центр приобрел за 60 млн. грн. линейный ускоритель, 33 млн. грн. из которых – средства областного бюджета, 27 млн. грн. – собственные средства заведения. Еще около 10 млн грн привлекли из Государственного фонда регионального развития на ремонт помещения под аппарат.

А в Кировоградской области в 2022-м онкоцентр проводит еще один тендер, победителем которого стало ООО «Радио-Мед». Договор на поставку аппарата TERABALT чешского производства подписан 23 декабря прошлого года. У Сергея Шульги есть предостережения и по отношению к нынешнему поставщику. Мол, фигурирует в уголовных производствах. Да и до самого аппарата. Ибо источником излучения его является кобальт-60, якобы производимый в России.

«У нас есть опасения, что мы заплатим большие деньги, а люди не получат услугу», – объясняет он.

Однако на сессию областного совета с большой вероятностью вынесут вопрос об уходе с должности именно Сергея Шульги. Здесь и может пригодиться в качестве повода открытое письмо Константина Яринича к депутатам и председателю ОВА Андрею Райковичу.

Страна недолечена, заведение недооснащено.

Вы можете не интересоваться политикой, кто возглавляет областной совет и онкологический центр и почему они сегодня ломают копья. Но если проблема рака коснулась вас лично или кого-то из родных, то, скорее всего, вы заинтересуетесь, почему Кировоградщина одна из пяти областей, где у коммунального онкологического заведения нет линейного ускорителя.

По словам, председателя областного совета Сергея Шульги, такое оборудование дороже, но более эффективно. Поэтому Константину Яриничу предлагали как один из вариантов приобрести его в лизинг.

Интересно, что об отсутствии современного радиологического оборудования последний вспомнил, когда вернулся на должность руководителя онкоцентра после каденции в Верховной Раде, в которую избирался под лозунгом «Доктор, который идет лечить страну».

DOSSIER →  С 2026 года украинцы 40+ получат деньги в "Дия" на бесплатный медосмотр

И в качестве народного депутата выступал за развитие государственно-частного партнерства в медицине. Настоящим прорывом он назвал открытие на территории Кировоградского областного онкодиспансера Украинского центра томотерапии (Томоклиники) и сотрудничество коммунального и частного учреждений. Позже выступал за приватизацию центром томотерапии тысячи квадратных метров онкоцентра.

Также несколько лет назад «Следствие Инфо» писало, что из-за отсутствия в онкоцентре современного томографа, заведение провело тендер на предоставление услуг по компьютерной томографии пациентам среди частных медфирм, соучредительницей двух из которых числился один и тот же человек — Коваленко Нина Петровна. Одна из них, МРТ Элит, и выиграла тендер на 1,65 миллиона гривен. Но в комментарии «Без купюр» Нина Коваленко тогда отметила , что она только бухгалтер в этих фирмах. И подтвердила, что по странному стечению обстоятельств работает бухгалтером в стоматологической клинике жены Константина Яринича…

Между тем, онкологические учреждения в других областях пытались развивать собственный потенциал, а не частных клиник-парнетров, и заменяли гамма-терапевтические аппараты на линейные ускорители.

А Константин Яринич в 2020-м обратился к тогдашнему председателю областного совета Александру Черноиваненко с просьбой выделить на сессии средства на кобальтовый аппарат Terabalt. Тогда вопрос по этому поводу не возникал.

Сегодня же известно, что Минздрав не рекомендует покупать гамма-терапевтические аппараты. В частности, в письме Министра здравоохранения Виктора Ляшко главе Кировоградской областной военной администрации Андрею Райковичу говорится, что их заменяют линейными ускорителями. Ведь последние обладают лучшими показателями клинической эффективности, генерируют излучение большей мощности и точности, не поражают здоровые ткани и не производят радиоактивные отходы. К слову, в январе онкоцентр провел закупку услуг по их захоронению на 3,6 млн. грн.

Кроме того, в письме министр упоминает и о сложностях с перезарядкой источников ионизирующего излучения.

«По мнению Минздрава, использование устаревших гамма-терапевтических аппаратов может быть обосновано отсутствием линейного ускорителя, однако закупка новых нецелесообразна», — говорится в письме Виктора Ляшко.

По данным Минздрава, на конец прошлого года в Украине насчитывалось 58 кобальтовых аппаратов и 42 линейных ускорителя. По информации Украинской ассоциации медицинских физиков, 18 из 58 кобальтовых аппаратов, указываемых Минздравом, пока не работают. Из 42 линейных ускорителей – подключены как минимум 36. То есть соотношение гамма-аппаратов и работающих линейщиков близко к 50 на 50%.

Однако в комментарии нашему изданию Константин Яринич заявил, что сегодня все еще 80% процедур в Украине проводят на гамматерапевтическом оборудовании.

Это лечение предусмотрено стандартами пакетов НСЗУ. Есть другое, с коэффициентами. Линейные ускорители. Но на нем мы не сможем пролечить большинство пациентов из-за меньшей пропускной способности. Для этого, по нашим расчетам, требуется 2,5 ускорителя. Цена такого комплекта составляет более 200 млн. грн. В областном бюджете нет таких средств. Кроме того, гамма-терапевтическое оборудование нового поколения выполняет те же функции благодаря так называемому коллиматору (покупать дополнительно, – ред. ), который очерчивает границы опухоли для облучения”, – сказал он.

Он также отметил, что для работы линейного ускорителя при перебоях с электроэнергией требуется мощный источник питания, тогда как для гамма-терапевтического оборудования достаточно небольшого генератора. Среди других аргументов называет нехватку в Украине запчастей и специалистов для обслуживания линейных ускорителей.

По условиям НСЗУ в пакет радиологических услуг гамма-терапевтический аппарат сегодня действительно указан как основное оборудование, а линейный ускоритель – как дополнительное.

Но чтобы составить объективное мнение по всему остальному, «Без купюр» обратился к специалистам за пределами нашей области, имеющих опыт использования обоих видов оборудования.

«У нас сейчас два линейных ускорителя и гамма-терапевтический аппарат», — рассказал в комментарии нашему изданию главный врач Ровенского областного противоопухолевого центра Григорий Максимяк. – “Каждый аппарат имеет свои показания и противопоказания. Потому что паллиативную терапию лучше делать на гамма-аппарате. Не радикальную – на линейном ускорителе. При отключении света, конечно, возникают проблемы, как со всеми аппаратами. Но у нас есть блоки бесперебойного питания для линейных ускорителей. Они позволяют корректно отключить их. Большая ли пропускная способность у гамма-терапевтических аппаратов? Не обязательно. Это зависит от методики проведения облучения”.  

По словам заведующей лучевым отделением Закарпатского противоопухолевого центра Ярины Федурцы, у них также уже два линейных ускорителя, гамма-терапевтические аппараты пока не используются.

DOSSIER →  С 2026 года украинцы 40+ получат деньги в "Дия" на бесплатный медосмотр

Все равно, что эвакуировать бойца на подводе

“Я согласен с тем, что пропускная способность гамма-терапевтических аппаратов выше, чем линейные ускорители. Но больше она исключительно за счет того, что качество лечения в разы ниже. Потому страны высокого уровня развития отказываются от кобальтовых аппаратов, новые не покупают. Еще кое-где остаются старые, которые можно перезарядить. Аналогичная тенденция сегодня наблюдается и в Украине. Минздрав также собирается вскоре закупать линейные ускорители”, – говорит глава Украинской ассоциации медицинских физиков Руслан Зелинский.

Что касается отсутствия специалистов по обслуживанию, то, по его словам, это не соответствует действительности.

 “В Украине есть официальные представители каждой компании-производителя аппаратов для лучевой терапии, имеющие своих инженеров. Они производят ремонт и сервисное обслуживание. У нас большая проблема с кобальтовыми аппаратами советского производства. Поскольку их нужно перезаряжать источниками, экспортировавшимися из России”, – говорит Руслан Зелинский. – “По международным рекомендациям кобальтовый аппарат должен работать с одним источником около 5 лет. Замена и захоронение отработанного стоит немало. С течением времени, когда источник облучения исчерпывается, соответственно и время лечения растет. К сожалению, в Украине за неимением средств были случаи, когда кобальтовые источники работали не 5 лет, а 7 и более лет. Чем больше его использовали, тем больше была продолжительность лечения. То есть в таких случаях одного человека могли лечить вместо 2 минут до 20”.

Что касается апелляций к цене линейного ускорителя и обслуживания, то они, безусловно, выше, но и качество лечения, по его словам, невозможно сравнивать.

“Нужно понимать, что кобальтовый аппарат – это экономия качества лечения пациента. На ней нельзя реализовывать международные протоколы лечения. Это как транспортировать раненого бойца с поля боя не на автомобиле, а на подводе с лошадьми”, – сравнивает Руслан Зелинский.

К тому же, за один пролеченный случай на кобальтовом аппарате государство платит заведениям 51 тысячу гривен, а за аналогичную услугу на линейнике – 77 тысяч гривен.

На сегодняшний день, по информации главы Украинской ассоциации медицинских физиков, в Украине только 5 областей, где коммунальные учреждения вообще не имеют линейных ускорителей. Ни тех, кто уже работает, ни тех, которые нужно еще подключить. 4 из них ищут возможность закупить линейщики, и только в Кировоградской области решили приобрести гамма-терапевтический аппарат.

 

Наталья Кривошей
kypur.net