5 аргументов, почему электронное декларирование необходимо возобновить уже сегодня

электронное декларирование

22 февраля президент Владимир  ответил на петицию о возобновлении электронного декларирования для депутатов и других должностных лиц. 

Глава государства поддержал такую ​​идею, отметив, что обязанность принимать законы – прерогатива Верховной Рады, а соответствующий законопроект уже готов к голосованию в первом чтении. Иными словами, искусно «опрокинул мяч на поле» высшего представительного органа. Теперь слово за парламентом.

Электронное декларирование – краеугольный камень антикоррупционной реформы в Украине после Революции Достоинства. В результате его внедрения в сентябре 2016 года наше государство получило один из самых действенных инструментов предотвращения коррупции в публичном секторе. Ведь именно он открыл доступ к информации о состоянии лиц, получающих заработную плату из карманов налогоплательщиков.

Судьба электронного декларирования за это время не была безоблачной. НАПК слишком долго не могло утвердить порядок полной проверки декларации. Неэффективная работа Агентства требовала его немедленной перезагрузки, которая произошла только в 2019 году. Не стоит забывать и о пресловутом решении Конституционного Суда от 27 октября 2020 года, которое де-факто остановило проверку всех деклараций того времени и повлекло за собой продолжительный кризис конституционного правосудия.

Война также внесла свои коррективы. С началом полномасштабного вторжения из соображений безопасности декларирование должностным лицам стало необязательным, а Реестр деклараций закрыли для публичного доступа. 

В итоге, только треть всех государственных служащих направила информацию о своем состоянии за 2021 год. К тому же, свои данные не захотел предоставить ни один представитель Офиса Президента или судья Конституционного Суда, а из парламента на такие действия «решились» только 28 нардепов.

В случае сохранения статус-кво – действия военного положения и действующей редакции закона – количество поданных деклараций может сократиться еще больше. А такая «добровольность» представления будет фактически свидетельствовать о демонтаже одной из корневых антикоррупционных реформ.

За год Великой войны становится понятно: то, что выглядело оправданным решением в марте-июле 2022 года, теперь является серьезным препятствием для дальнейшего воплощения реформ и будущего восстановления Украины от последствий боевых действий. А значит, приведу для вас 5 главных аргументов, почему электронное декларирование необходимо восстановить как можно быстрее.

1. Продвижение в антикоррупционных расследованиях

В конце января 2023 Transparency International обнародовала очередной ежегодный Индекс восприятия коррупции (CPI), где Украина набрала 33 балла из 100 возможных, заняв 116 место из 180 государств, представленных в этом перечне. Сейчас это самый высокий показатель нашей страны за последние 10 лет, свидетельствующий, что мы демонстрируем рост даже в самый трудный период своей государственности. Но чрезмерных радостей такой результат все же не вызывает. 

По результатам Индекса восприятия коррупции Украина до сих пор находится на уровне развивающихся стран – рядом с Анголой, Замбией, Монголией, Сальвадором и Филиппинами.

Одна из причин, тормозящих наше продвижение, – фактическая закрытость данных во время военного положения в тех сферах, где это не вредит интересам безопасности и обороны. В частности, отсутствие обязанности у должностных лиц подавать электронные декларации, а НАПК – проверять их, создает значительную угрозу. Ведь без доступа к декларациям практически невозможно привлечь чиновников к ответственности за незаконное обогащение и публикацию недостоверных данных.

Недавние журналистские расследования о завышении стоимости продуктов для военных, вероятное приобретение нардепом стоимостной недвижимости в центре Киева или дорогие каникулы заместителя Генерального прокурора красноречивы: коррупция из Украины никуда не исчезла. К тому же она требует более тщательных усилий не только в контексте наказания виновных, но и для сужения возможностей для недобродельного поведения. Не секрет, что коррупция всегда боится света. 

2. Европейские перспективы Украины

Со получением статуса страны-кандидата на вступление в ЕС Украина получила рекомендации по 7 блокам реформ, одним из которых является усиление борьбы с коррупцией. Чтобы убедить всех скептиков и получить возможность начать переговоры о вступлении, официальный Киев должен безоговорочно выполнить все без исключения условия, не надеясь что-то доделать потом. 

В тексте рекомендаций прямо речь не идет об электронном декларировании. Но в начале февраля 2023 года послы стран ЕС , как и стран Большой семерки, призвали к немедленному перезапуску этого антикоррупционного инструмента. По мнению дипломатов, это » позволит предотвратить коррупцию и укрепит доверие граждан к власти».

Следовать советам и распознавать сигналы, не дожидаясь выдвижения ультиматумов, – важное дипломатическое умение, влияющее и на дальнейшее сохранение доверия наших международных партнеров.

3. Новые инвестиции и средства на восстановление

Привлечение иностранных инвестиций в экономику – отдельный болезненный разговор. Из-за высокого уровня коррупции, медленного темпа реформ судебной власти, налоговой системы и органов правопорядка Украина долгие десятилетия считалась очень рисковой юрисдикцией по сравнению со своими более успешными соседками в Центральной Европе. Все это серьезно тормозило и темпы приватизации государственного и коммунального имущества, ведь зарубежные инвесторы не особо стремились участвовать в аукционах. 

Бизнес, который годами воздерживался от инвестиций в развитие, может отказаться от долгосрочного вложения средств в восстановление разрушенной экономики, если Украина не будет спешить с институциональными реформами. Возвращение долга декларирования – лишь крохотный шаг в предотвращении такого сценария.

4. Подальше от москвы

6 февраля 2023 года глава государства-террориста подписал закон , разрешающий местным депутатам всех уровней и сенаторам не публиковать свои доходы в открытом доступе. 

Чиновники страны-агрессорки продолжат подавать декларации о своих доходах и расходах, но в интернете будут публиковать только обобщенную статистическую информацию, без персональных данных. Это обуславливается не только фактом ведения агрессивной войны против Украины, но и самой обычной ленью служащих. Как утверждает Институт изучения войны (ISW), такие законодательные манипуляции призваны «успокоить политических игроков», поддерживающих кремлевского тирана.

Украина выбрала противоположный вектор своего развития, взяв курс на прозрачность и открытость политических процессов. 

Реформы децентрализации, публичных закупок, введение конкурсов на занятие должностей государственной службы – яркое тому доказательство. Уже во время военного положения депутаты приняли законопроект №7451 , где, упрощая процедуры приватизации государственного и коммунального имущества, отказались от полного закрытия информации об аукционах.

5. Сохранение единства общества во время войны

В конце января 2023 года на официальном сайте Президента Украины была зарегистрирована та же петиция с требованием возобновить декларирование состояния чиновников и депутатов. В считанные дни она набрала почти 28 тыс. голосов и, как мы уже знаем, получила одобрительный ответ от главы государства. 

Такая молниеносная реакция свидетельствует о высокой поддержке общества в продолжении движения на подотчетность власти перед гражданами.

И такую ​​поддержку легко понять. Пока значительное количество украинцев защищает государство на фронте, занимается волонтерством или перечисляет средства на нужды Вооруженных Сил Украины, важно понимать, что представители истеблишмента власти не стремятся незаконно обогатиться. Коррупционные скандалы последних месяцев скорее свидетельствуют об обратном.

Именно по решению этой проблемы в Верховной Раде еще в прошлом году был зарегистрирован законопроект № 8071 , призванный восстановить для должностных лиц обязанность подачи электронных деклараций. 

В прошлом ноябре он был одобрен профильным комитетом парламента и с тех пор терпеливо ожидает рассмотрения в первом чтении. И этого, как видим, ждет вся страна.

Хочется снова призвать депутатов не медлить с его принятием.

КИРИЛЛ СИДОРЧУК
адвокационный менеджер Transparency International Ukraine