Внедрение накопительной пенсии, с одной стороны, перезрело. С другой — планы Кабмина реформировать пенсионную систему хорошо выглядят только на бумаге.
Об этом в колонке для НВ Бизнес пишет Олег Титамир, президент ОО Украинская организация защиты потребителей услуг.
Сегодня речь идет о планах ввести такую схему пенсионного накопления второго уровня: из зарплаты работника будет вычитываться 1% (из НДФЛ) плюс 1% «стимулирующего взноса» от государства, а также произойдет перераспределение 1% единого социального взноса. Эти проценты будут накапливаться на личных счетах будущих пенсионеров в государственном фонде второго пенсионного уровня, до достижения ими пенсионного возраста.
По замыслу власти, единый для всех Государственный накопительный фонд, который только обещают создать, будет «приумножать» взносы, поручая их компаниям по управлению активами. А те уже станут инвестировать их в бизнес-проекты, или в ценные бумаги, или в какие-то новые механизмы инвестирования в строительство и тому подобное. И за счет этих доходов якобы будут увеличиваться средства на персональном счете гражданина, которые он сможет получить в будущем в качестве доплаты к «солидарной» пенсии.
«К сожалению, все это хорошо выглядит только на бумаге. На практике же существуют значительные риски, которые могут девальвировать не только второй уровень пенсионной реформы в целом, но и средства, отчисленные и накопленные на государственном «депозите», — пишет эксперт.
Он перечисляет четыре причины, которые явно помешают реализовать такую идею:
1) Около 50% украинской экономики находится в тени: почти 10 млн украинцев получают «серые» доходы, а 11 млн вообще «не имеют» зарплат. Огромная нагрузка на фонд заработной платы (41,5%), лишь стимулирует «тень». Не менее трети компаний выплачивает персоналу минимальные з/п в 6 тыс. грн, так что пополнять персональные пенсионные счета будет просто не из чего;
2) У власти нет единой позиции относительно второго этапа пенсионной реформы, из-за чего она может быть законсервирована на неопределенное время. Например, противоречия между Кабмином и профильным комитетом Верховной Рады;
3) Есть серьезные сомнения, что накопительный пенсионный фонд справится с эффективными «длинными» инвестициями из-за огромных инфляционных и девальвационных рисков. «Доходность активов должна как минимум превышать на 2−3% показатели годовой инфляции. И в какие инструменты компании по управлению активами будут вкладывать пенсионные средства, если в Украине не существует фондового рынка, а премьер Шмыгаль обещает, в лучшем случае, его внедрение только в 2024 году?» — задается вопросом эксперт;
4) Вряд ли реформа второго уровня пенсионной системы будет успешной во время коронакризиса, стремительного падения ВВП и в целом кризисных явлений в экономике.