Олег Мусий: Как только закончится пандемия, люди увидят весь ужас медреформы

Олег Мусий

— В нашей студии – Олег Мусий, министр здравоохранение в 2014 году.

Вы смотрели пресс-марафон нашего президента – почти 5,5 часов? Каковы ваши впечатления?

– Смотрел часовые выдержки. Я ожидал, что ничего нового, особенно в здравоохранении, президент не сможет сказать. Общаясь с людьми, я чувствую, что люди недовольны и людям стало хуже жить. Полные два года – это абсолютно достаточный срок, чтобы показать делами выполнения того, с чем ты шел на президентский пост. Главный тезис – обвинение одного из олигархов в олигархических посягательствах и в причастности к подготовке государственного переворота. Я ожидал, что он скажет о том, что в ближайшее время будет сделано, а самое главное – о чистке своих рядов от непрофессиональных людей. Это совершенно понятно – от экономики до внешней политики, до социальной политики, что будет перезагрузка власти. Люди не справились и, в сущности, подставили Зеленского. Я этого не услышал. Безусловно, это был написанный сценарий, притом неудачный.

— Главная цель любой пресс-конференции – ответить журналистам на вопросы, которые беспокоят общество. На сколько процентов выполнена эта задача со стороны президента?

— Процентов на 20-25%. Это зависит от журналистов, и фильтрация журналистов – это неправильный подход, которого я никогда не разделял. От 30 журналистов три острых вопроса – это смешно. На самом деле, если бы украинское общество почивало на лаврах побед или на лаврах благосостояния, то тогда журналисты сказали бы: «Какой вы хороший, господин президент». Было такое впечатление, что заранее согласованы вопросы. Я не являюсь специалистом в журналистике, но было впечатление, что журналисты боялись задавать острые вопросы. Общество ожидает ответов на эти вопросы, а ответов я не услышал.

— А если бы среди приглашенных были вы, какой острый вопрос вы бы задали?

— Владимир Александрович, во время предвыборной гонки на стадионе у вас был тезис, который подкупил медицинское сообщество Украины: «Какая нафиг реформа?». Это была претензия к действующему тогда президенту. Что заставило вас изменить свое мнение, когда вы стали президентом, и продолжить эту «нафиг реформу»?.

Если бы он хотел подискутировать, то я бы, конечно, спросил его, почему главный «промоутер» этой реформы с его стороны, председатель комитета , продолжает эту реформу , которая на самом деле влечет за собой разрушение системы здравоохранения в стране.

– Пожалуй, если бы не было такой государственной линии, то никто бы не продолжал.

— В том-то и вопрос: что заставило его изменить мнение за эти два года?

– Почему вся фантазия наших чиновников вращается вокруг того, что бы придумать, почему у них не получилось, а не придумать, как сделать лучше?

– У них всегда виновата «невестка». Я не я и хата не моя, а я буду дальше управлять и все вокруг будут виноваты. Министры «не виноваты», но пять министров отправили в отставку. ВР также несет ответственность, она должна давно из-за неутвержденных программ отправить это правительство в отставку. Это все одна власть президента Зеленского – премьер , человек и креатура того олигарха, которого он обвинил в переворотах. Логики здесь не вижу. Или это игра на публику, или Владимир Александрович настолько забронзовел, удалился от реалий, что даже не представляет, почему так происходит, а общество задает эти вопросы. У нас хронически виноваты все во всех правительствах – как и в правительстве а, в котором я работал. У него были все вокруг виноваты – от «папередников» до соседей. На самом деле это безответственность чиновников на самой высокой ступени власти и отсутствие должной кадровой политики президента Зеленского. Это прежде всего его ответственность. Шмыгаль не является таким самодостаточным, независимым человеком, каким был ушедший в отдельное политическое плавание премьер Гройсман. Не думаю, что Шмыгаль на такое способен. Мне жаль ДТЭК, потому что он один из топ-менеджеров ДТЭК.

Читайте также на DOSSIER:  Следующие выборы: когда и состоятся ли вообще?

Видно, что там тоже есть проблема с подбором кадров. Люди не могут управлять государством и спихивают это на других. Вас поставили с четкой задачей: изменить жизнь к лучшему. Если вы этого не можете сделать – вы уходите в отставку. Если человек говорит, что не справился, как сказал , это честно. Если бы Зеленский написал заявление, что он не справился, и объявил об этом на пресс-конференции, то я бы с пониманием к этому отнесся и счел бы это адекватным и правильным шагом спасения им, как человеком, своего имиджа. Потому что президентство – это пять лет, и оно закончится. Я также отдавал себе отчет, что у меня закончится должность министра, каденция народного депутата, но я останусь человеком, и мне нужно будет ходить по улицам и смотреть людям в глаза. А сейчас собирается много того политического мусора на одном из телеканалов и рассказывают, как они будут спасать страну. Для меня это нонсенс. Вы уже себя показали, долгое время, вы не способны, так уступите место людям, которые могли бы это сделать. А винить всех – это намного проще. И это кроме отсутствия качеств профессиональных свидетельствует еще и об отсутствии моральных.

– Мы наблюдаем дефицит медицинских специалистов. И пандемия нам это показала. Второй год пандемии. Что-то было сделано, чтобы поощрить молодежь идти в медицинские университеты, в медучилища?

— В то время, когда я возглавлял Минздрав, дефицит врачей составлял 20%, медсестер – 10% (по тарифным сеткам и тем койко-местам, к которым было привязано количество медицинского персонала). За прошедшие 7 лет этот дефицит углубился вдвое. А особенно он начал ярко себя проявлять и увеличиваться огромными темпами именно во время коронакризиса – несмотря на то, что государство декларирует везде, что повысило врачам зарплату, если они работают с ковидными больными, – 300%. На самом деле там никаких 300% нет. Кроме того, начало 1 апреля прошлого года второго этапа медицинской реформы, которая должна быть остановлена. И из-за коронакризиса она должна была быть остановлена, и был шанс ее остановить и выйти из той аферы Супрун, Порошенко и а. Остановить и перестать сокращать и без того недостаточное количество учреждений здравоохранения. Особенно это касается инфекционной службы – предусмотрено ее конкретное сокращение и перевод в обычные больницы; психиатрической службы, сокращение которой уже произошло и она пытается перейти в социальную часть, получить бюджет из Минсоцполитики.

Читайте также на DOSSIER:  Рынок сельхозземли в Украине показал незначительный рост

Но с психиатрической службой – конкретная проблема. Не возобновлена деятельность эпидемиологической службы – этой части санэпидслужбы, которую должны были восстановить по решению СНБО двухлетней давности. Практически эпидемиологов в Украине не осталось – они остались в ведомственных учреждениях. Дерматовенерологическая служба сокращается, закрываются заведения уже сейчас, во время коронакризиса. Единственное, что спасает власть, — общество не видит того, что должно произойти: эти койки, которые должны сократить, заполнены больными Covid-19. А как только закончится пандемия – весь ужас этой реформы будет виден, и этот дефицит медицинского персонала проявится еще ярче. Научить врача повсюду в мире – это 10 лет. В Украине это 9 лет. Для того, чтобы за 9 лет было пополнение медицинским персоналом и врачами, нужно уже сейчас увеличить государственный заказ в медицинских университетах. После 9 лет обучения врачи должны понимать, куда они пойдут, где будет их рабочее место и сколько они будут получать. Так вот вопрос с зарплатами медицинских работников и врачей не решен совсем. Даже несмотря на то, что говорят, что создана семейная медицина и уже там получают 15-17 тыс. Это не такие деньги, по сравнению с соседями нашими, которые будут стимулировать кого-то остаться в Украине, потому что в ближайшей Польше 1 500 евро зарплата. Из-за дефицита врачей в странах Восточной Европы, переезжающих в Западную Европу, США и Канаду, они открыли рынок труда для украинских врачей. А оставшиеся украинские врачи достаточно высокой, хорошей квалификации, профессионалы, которые за полгода пребывания в любой стране-соседе могут изучить всю систему, справиться и работать. Поэтому для обучения государство не только не сделало ничего, оно в проекте бюджета-2022 не предусмотрело профессиональное усовершенствование врачей.

Врач – это профессия, которая требует регулярного обучения. Появляются новые медикаменты, новые методики лечения. Это называется непрерывное последипломное образование, которое хотят манипулятивным образом, через мошеннический законопроект, висящий на обсуждении в Минздраве, «О медицинском самоуправлении», самоуправление медицинских профессий повесить на врачей — вместо того, чтобы дать возможность врачам хотя бы учиться. Менее половины врачей, которые учатся в Украине, – это государственный заказ. Он сокращается ежегодно вместо расширения. Это все последствия отсутствия государственной политики в здравоохранении. Отсутствие программы правительства, отсутствие программы развития системы здравоохранения, отсутствие построения системы национального здравоохранения, но самое интересное – что все эти наработки существуют, как это сделать. И я, в частности, и общественная организация, где я являюсь президентом, Всеукраинское врачебное общество, обращались регулярно ко всем министрам, которые были после моей каденции, и к Радуцкому со всеми материалами: почитайте, посмотрите, как можно системно и комплексно построить в Украине новую национальную систему здравоохранения Никому это не нужно. Нужно временно, в угоду фарммафии завезти сюда лекарства – закон о лекарственных средствах будет новый голосоваться. Далее ввезти незарегистрированные вакцины, в частности, и сокращать, сокращать. Потому что «в государстве нет денег». Если вы не способны в государстве социальную сферу, потребляющую средства, обеспечить средствами, то, может, кто-то другой пришел бы, кто будет способен.

— Если сравнивать, например, медицину Франции и Украины – это сравнимые аспекты?

— Медицина Франции по сравнению с Украиной – это космос. С одной стороны, там есть медицинское страхование, с другой – профессиональное врачебное самоуправление.

Читайте также на DOSSIER:  Досрочный и плановый выход на пенсию: при каких условиях возможен и что будет, если не хватает трудового стажа?

— Средняя зарплата практикующих врачей во Франции – 9 800 евро в месяц.

— Врачей в Украине уже меньше, чем во Франции, и мне неизвестно, выезжали ли украинские врачи во Францию. Думаю, что одна из лучших систем здравоохранения именно во Франции, и это не только мое мнение. Те страны, бывшие колонии Франции, где система здравоохранения построена по образцу Франции, — одни из лучших в медицине, но, чтобы равняться на систему медицины Франции, нужны средства. Во Франции, например, парамедики оказывают медицинскую помощь на месте и после стабилизации, если есть что-то сложное, транспортируют в больницу. В США транспортируют сразу в ближайшее медицинское учреждение. По продолжительности жизни Франция — одна из лучших стран, это показатель адекватности системы здравоохранения. Они сохранили бригады экстренной медицинской помощи, где на помощь выезжают профессиональные врачи. Всегда нужно рассматривать комплекс – нельзя вырвать из контекста что-нибудь одно хорошее и прилепить к Украине. Когда наши «либералы-реформаторы» пытаются в течение последних 7-8 лет ввести в Украине рынки, «потому что так в Европе», рынок газа, угля, коммуналки, – где рынок на зарплату? Весь рынок нужно притягивать полностью. Неискренность всех правительств в том, что они силой сюда приводят европейские цены, например, на то же молоко. В Украине поголовье скота практически вырезано. У меня был мажоритарный округ, где 30% было сельское население, для которого было огромной проблемой, когда закупали по 4 гривны молоко, а в магазине оно стоило 20 гривен минимум. Никакого рынка здесь нет – это псевдорынок и неправильная тактика. Нужно системно и комплексно вместе с заработными платами и рабочими местами.

Мы — формально агарная страна и могли бы кормить весь мир, если бы проводили государственную такую ​​политику, которую проводит ЕС, в который задекларировала путь Украина. Там поддержка аграриев является государственной политикой, есть субсидии и огромные дотации производителям сельскохозяйственной продукции. А у нас только олигархам в аграрном бизнесе списывают миллиарды, а фермер лишен государственных дотаций или они микроскопичны. Поэтому конкуренция с западными ценами для Украины проблематична. В том числе и по традиционному украинскому продукту: салу, мясу, свинине. Если бы у нас было адекватное правительство, адекватное управление в Министерстве аграрной политики, то, безусловно, путь дотаций украинскому производителю на уровне фермерства должен быть приоритетом. Но мы этого не видим. Одна из самых плодородных земель практически скуплена агрохолдингами, которые лоббируют свое законодательство через ВР – через своих представителей, платят за это средства, ведь что ни закон – то хуже и хуже живется простому крестьянину или фермеру. Причина – отсутствие адекватной государственной политики.

– Благодарим вас.

FavoriteLoadingДобавить публикацию в закладки