Кочевая демократия: политики скупают микроавтобусы для подвоза избирателей

До старта избирательной кампании по выборам в местные органы власти остается немногим более двух месяцев. ЦИК продолжает подгонять нормативную базу под принятое прошлой зимой в Раде законодательство, на днях разрешив менять место голосования без привязки к адресу, где зарегистрирован избиратель. Эксперты убеждены, что этим решением власть открывает ящик Пандоры, обеспечив вероятность «каруселей» и подвоза избирателей к участкам. Так ли это?

Четыре новшества от ЦИК

На заседании 18 мая Центризбирком утвердил постановление, которое упрощает процедуру рассмотрения обращений граждан, меняющих избирательный адрес. Вводятся четыре новшества:

– Каждый человек, проживающий не по месту своей регистрации (в другом городе, области и т. п.), но желающий проголосовать на местных выборах, может подать в орган ведения Госреестра избирателей заявление об изменении избирательного адреса.

 Это заявление, при желании, можно будет подать и в электронной форме.

 Подать заявление нужно не позднее чем на пятый день со дня начала избирательного процесса (т. е. если кампания стартует 28 июля, то заполнить и отправить заявление важно до 1 августа).

 Речь идет о «мотивированном» обращении: в итоге к заявлению могут попросить прикрепить справку с места работы или договор об аренде жилья (но эти нормы в постановлении ЦИК не прописаны).

На это решение уже отреагировало посольство США  там «поприветствовали» упрощение процедуры голосования переселенцев на выборах. Сами переселенцы, ради которых во многом и было принято такое решение, также считают его движением в правильную сторону. «Многие переселенцы, которые еще считаются таковыми де-юре, уже не могут в полной мере относиться к этой категории граждан. Они приняли для себя стратегическое решение: остаться там, где живут. Теперь это  новые харьковчане, киевляне, одесситы,  говорит «Вести. Люди» Энрике Менендес, переселенец и учредитель аналитического центра «Институт региональной политики».  Собственно в развитых странах Запада давным-давно принято, что человек является жителем того населенного пункта, где он платит налоги и совершает иную экономическую активность, к примеру снимает жилье».

А политолог Денис напоминает, что даже в Эстонии, где в законодательстве существует институт «неграждан» (лишены избирательного права на парламентских выборах), разрешается их голосование на выборах местных. «Исходя из этого, решение уже перезрело  и удивительно, что оно не было принято еще перед кампанией 2015 года»,  говорит эксперт.

«Преимущества» низкой явки

Но есть и подводные камни. Они связаны прежде всего с низкой явкой на местных выборах. Она и раньше-то была невысокой (в 2015-м явка во втором туре составила 34,1%  самый низкий из всех результатов за всю историю Украины), а в этом году, прогнозируемо, побьет и этот антирекорд.

Во-первых, нынешние выборы пройдут по очень сложной для понимания избирателей системе. Во-вторых, коррективы внесет пандемия Covid-19. «На явку повлияет наша новая реальность: карантин, масочный режим,  прогнозирует «Вести. Люди» политтехнолог Андрей .  Пойдут ли на участки те, кто имеет наибольшую дисциплину,  пожилые избиратели (для них риск подвергнуться заражению самый высокий.  Авт.)  вопрос». А это значит, что цена голоса будет крайне высока: в регионах бывало немало случаев, когда разница между победителем и «вторым местом» составляла десятки голосов. «А я знаю случай, когда на местных выборах в условиях низкой явки разница составила всего два голоса. Особенно это важно будет для городов с населением ниже 90 тыс. человек, где выборы пройдут по многомандатным округам (в одном округе может быть избрано от одного до четырех человек.  Авт.). В этом случае, если привезти человека на участок, предварительно его «простимулировав», можно обеспечить себе очень хороший электоральный эффект»,  говорит «Вести. Люди» политтехнолог Олег .  По моим данным, некоторые избирательные фонды политиков уже скупают микроавтобусы для таких манипуляций».

«Переговоры уже идут»

Есть ли в решении ЦИК «двойное дно» или это следствие непродуманной реформы? По мнению экс-нардепа Сергея а, который следит за организацией процесса из Полтавы, «партия власти» получит от ситуации двойную прибыль. Во-первых, это репутационный бонус, ведь СН открывает возможность для голосования переселенцев на местах. А во-вторых, упрощение процедуры смены места голосования даст возможность без больших финансовых затрат продавить нужного кандидата. «Сами «слуги» этим пользоваться не будут, зато дадут «зеленый свет» для тех местных проектов, которые лояльны к ним, чтобы потом «спаковать» вместе с ними большинство в горсоветах,  говорит «Вести. Люди» Каплин.  Допустим, вы  кандидат в мэры от «Слуги народа», а у меня  политпроект, скажем, «За Черниговщину!». Я привез пять-семь автобусов, люди проголосовали. Вы, «слуги», набрали 30%, а я  810% благодаря подвозу. И мы чисто математически создаем большинство в горсовете, не допуская, чтобы это сделали «Батькивщина», ОПЗЖ и остальные оппозиционные фракции».

Экс-замглавы ЦИК Андрей на одном из круглых столов признал: еще одним «полем» для подобной фальсификации могут быть пригороды мегаполисов. «Это касается должностей председателей сельсоветов возле больших городов, таких как Киев, Одесса, Львов, где ставки на выборах будут чересчур высокими»,  говорит Магера. «По моим данным, такие переговоры между «слугами» и партиями в регионах уже идут. Речь о «месте под солнцем» в региональных советах и горсоветах Одессы, а, Херсона, где у «Слуги народа» достаточно неплохой результат, однако за счет кого-то еще нужно будет дотянуть до большинства,  говорит нам Андрей Золотарев.  Обратите внимание: СН не выдвигает сильных и узнаваемых кандидатов. А мэры на местах  люди прагматичные, у них есть свои партпроекты и они готовы договариваться, так как им постоянно нужно что-то решать с центром».

Цена голоса  от 200 до 1000 грн

Отдельный вопрос  цена за голос. По мнению Олега Постернака, в случае реализации схемы она будет зависеть от разных факторов: уровня, на котором покупается голос избирателя, масштабов населенного пункта (чем меньше его размер, тем выше цена), полномочий местного совета (ОТГ, к примеру, влияет на реальные финансовые потоки куда больше, чем райсовет,  следовательно, и платить за голос могут больше). «Ну а в некоторых городах-миллионниках для власти будет принципиально провести своих людей, что также повлияет на «тариф». В среднем на национальной кампании цену голоса считают, исходя из пропорции «1 голос = $10». Думаю, в регионах это будет от 200 грн на нижней планке до 500 грн повыше».

А Сергей Каплин называет несколько иные расценки. «Тут своя математика. В среднем для города 1% избирателей  это одна тысяча человек. И если у кандидата есть хоть какая-то, мало-мальски хорошая история, хоть немного рейтинга, то «купив» три тысячи голосов, человек проходит в горсовет. Никакой гречки не нужно!  говорит Каплин «Вести. Люди».  Каждому, в зависимости от должностей и региона, дадут по 5001000 грн. Итого: получится в пределах двух-трех миллионов за кресло  копейки! Если нужно в облсовет  пожалуйста! За $1 млн ты привезешь себе 5% поддержки избирателей».

«Стартап» а

Вероятность реализации схемы такой «кочевой демократии» подтверждают и лоббисты избирательной реформы. Андрей Магера признал возможность организации схем с подвозом избирателей: «Обеспечение прав внутренне перемещенных лиц  это благородная цель. Но надо думать, чтобы мы не создали злоупотреблений, «избирательного туризма,  утверждает он.  Риски относительно злоупотребления, увы, будут существовать». По мнению политолога, знатока избирательного законодательства Вадима а, ситуацию может исправить возвращение такой нормы, как «открепительные талоны»  документальное подтверждение изменения места голосования, полученное в органе ведения Реестра избирателей. «Гипотетически, это может навести порядок, чтобы не было искусственного завышения явки на отдельных участках, а граждане могли реализовать свое право избрать местную власть»,  сказал Карасев «Вести. Люди». Но в современной истории Украины манипуляции голосами случались и с использованием открепталонов  результаты второго тура президентских выборов в 2004 году были и вовсе отменены, в т. ч. по причине продажи таких документов (избиратели фиксировали такие сделки по цене всего 1 грн/талон, причем прямо у входа в участок). «Вариант с манипуляциями 2004 года, конечно, сохраняется в памяти. Открепталоны давно канули в Лету. Но в том, что Госреестр избирателей  не та структура, которая максимально защищена от злоупотреблений и хитростей, я уверен на 100%»,  говорит нам Олег Постернак.

Также важно: реализовать «карусели» с подвозом избирателей будет невозможно без благосклонности Нацполиции и Нацгвардии «на местах». «На такую деятельность однозначно должен быть мандат от МВД  без Авакова ничего не получится,  считает Каплин.  Поэтому я бы не исключал, что происходящее  именно его «стартап».