Пока уже более года продолжаются дискуссии относительно Европейского зеленого курса (ЕЗК) и его влияния на Украину, пока заговаривается часть сверхважных вопросов в узких кругах, касающихся механизмов реализации самого курса, Украина, как государство, отвечает падением экономики, разрастанием коррупции, безответственностью, экологическим нигилизмом, но главное – здоровьем, достатком населения и его оттоком за границу.
Пришло время конкретизировать эти дискуссии в направлении поиска конкретных инициатив, которые можно и нужно продвигать уже сегодня. Такие инициативы должны быть взаимовыгодными для Украины и ЕС.
В таких инициативах заинтересована прежде всего Украина, а значит, именно мы должны их предлагать.
Недавно Профессиональная ассоциация экологов Украины (ПАЕУ) с открытым письмом обратилась к лидерам государства с просьбой акцентировать внимание на необходимости безотлагательной перезагрузки природоохранных реформ и определения дорожных карт для реализации государственных приоритетов в этом направлении!
Какие ключевые угрозы для украинского «зеленого» курса?
1. Рассинхронизованность государственных органов власти в выработке механизмов ключевых реформ и многолетнее перекладывание ответственности.
Кто на самом деле отвечает в Украине за наработки «зеленого» курса, его дорожной карты и институциональной способности реализовать все запланированное? Или включились в процесс декарбонизации, экомодернизации т.д. все причастные органы исполнительной власти – Минэнерго, Минрегионстрой, Минфин, Минздрав, Минобразования!? Ведь экомодернизация – вызов не только для Министерства окружающей среды! Эти вопросы пока риторические…
2. Забюрократизированность процедур.
Ключевым направлением защиты окружающей среды в Украине является максимальная интеграция с европейскими целями. В странах Европы эти цели максимально эффективно и прагматично регулируют именно те процессы, которые актуальны для того или иного вида хозяйственной деятельности. При этом ведущие страны не бюрократизируют разрешительные процедуры и не утруждают экономику лишними ограничениями экологического направления. Это обеспечивает устойчивое развитие страны, сосредоточение внимания общественности на наиболее важных природоохранных аспектах, а также нахождение оптимального баланса между защитой окружающей среды и хозяйственной деятельностью.
3. Процессы экологической евроинтеграции в Украине скорее имеют характер имитации, чем реального внедрения.
Так, например, отечественными критериям необходимости проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) в Украине предусмотрено получение разрешительных документов для производственных процессов, которые на практике осуществляют минимальное воздействие на окружающую среду и процедуру ОВД в европейских странах не проходят. В Украине на самом деле важна с точки зрения экологии деятельность, и вместо того, чтобы привлекать внимание общества, банально теряется среди значительного количества искусственно загнанных под разрешительные процедуры проектов. Все это не приносит пользы ни окружающей среде, ни общественности, вредит международному имиджу страны и расшатывает инвестиционный фон.
4. Разработанные нормативно-правовые акты содержат значительное количество неоднозначных положений и неопределенностей, что делает возможными манипуляции, двойные стандарты, повышает вероятность коррупционных рисков.
Подчеркиваем, Директивы Европейского Союза построены на логической взаимосвязи между собой. Так, например, плановые проверки экоинспекции предусмотрены только для тех предприятий, которые обладают определенными разрешениями, допусками или лицензиями природоохранного характера. При этом необходимость этих документов четко определена другими нормативно-правовыми актами. Таким образом, если неверно определить необходимость получения разрешительного документа (что мы имеем сейчас в Украине), то, как следствие, предприятие, которое искусственно попало под разрешительную процедуру, получит «в подарок» многочисленные визиты государственных органов.
5. Вне поля зрения остаются механизмы реализации будущих реформ и четкие дорожные карты с источниками финансирования
6. Отдельной будущей проблемой «зеленого» курса является институциональная способность и наличие квалифицированных кадров, отбор на профильных узкоспециализированных должностях. Даже сейчас контролирующим и разрешительным органам (в том числе центральным) предоставлены чрезвычайно широкие полномочия, которые в будущем планируется расширять. При этом ключевую должность может занимать человек, который во время получения образования не прошел ни одного курса по охране окружающей среды.
Говорить о «зеленом» курсе нужно! Однако без реальных действий все так может и остаться на этапе «добрых намерений и амбициозных целей»! Это лишь небольшой перечень угроз, неустранение которых уже сейчас лишает нас всяких шансов встать на путь реальной экотрансформации!
Справка
ПАЕУ представляет масштабное объединение в монолитной, мощной, профессиональной среде более 7000 специалистов-экологов, 28 профильных и бизнес-ассоциаций,
32 профильные вузы и НИИ, которые обеспечивают научную, аналитическую и исследовательскую экспертизы.
300 наиболее мощных предприятий, уже экотрансформируются и способствуют изменениям, ОТГ и органы местного самоуправления