Земельная реформа: ошибки, проблемы и пути их решений

FavoriteLoading_Добавить публикацию в закладки

Кахабер Карели
доктор экономических наук, эксперт по земельным вопросам, Грузия/Украина

 

Краткая история земельной реформы в Украине

Украина первой из постсоветских республик заявила о начале земельной реформы – еще при СССР. Постановлением Верховной Рады Украинской ССР «О земельной реформе» (18.12.1990 г.) все земли Украины с 15 марта 1991 года были объявлены объектом земельной реформы и были распределены среди действующих сотрудников сельскохозяйственной отрасли.

В общей сложности по ходу земельной реформы 7 млн аграриев в виде паев получили 28 млн гектаров земли, на которых выданы Государственные сертификаты. Сегодняшние реалии таковы: владельцы по сей день не могут распорядиться своим имуществом по своему усмотрению (продажа, дарственность, ипотека), они согласно арендным договорам, заключённым между ними и сельхозпредприятиями, получают годовую арендную плату (в среднем 400-700 грн в год), из 7 млн пайщиков 1 млн скончались, а около половины – преклонного возраста.

Мораторий был узаконен Земельным Кодексом Украины (25.10.2001 г.), согласно которому «До вступления в силу закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, но не ранее 1 января 2016 года, не допускается: купля-продажа, отчуждение и изменение целевого назначения земельных участков (переходные положения, раздел 10, п.15)». Мораторий в разные годы продлевался девять раз, он будет в силе до 01.01.2019 г.

Ошибки и возникшие проблемы.

Основной ошибкой земельной реформы надо признать объявление всех земель Украины реформенными, итог чего явно неразумен в аспекте пропорции: около 14% населения получили около 70% с/х угодий страны, а разница в площадях паев огромная, она колеблется от 0,18 га до 20 га. Целесообразнее был бы как отвод площадей под реформенный фонд, так и определение единой максимальной нормы пая по всей стране, и это надо было сделать на самом начальном этапе реформы. Эти действия позволили бы избежать полученного нежелательного итога. Для меня необъяснимым является действие правительства Украины, которое через 9 лет после реформы ввело мораторий, который на протяжении 17 лет действия был продлен девять раз.

DOSSIER →   Президент подписал мобилизационный законопроект

Парадокс, но факт: наряду с действием моратория в украинском законодательстве были и остаются в силе в разные годы принятые законы и законодательные акты, гарантирующие как защиту прав собственности, так и права пайщика. Вот некоторые из них: согласно статье 14 Конституции Украины «право собственности на землю гарантируется», а статье 41 – «право частной собственности нерушимо». Разъяснение прав собственности дано в Земельном Кодексе Украины: «Право собственности на землю – это право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками» (ст. 78), также надо отметить Законы Украины «О собственности» (07.02.1991г.), «О формах собственности на землю» (30.01.1992г.) и «О порядке выдела в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев)» (05.06.2003г.).

Основными проблемами сегодняшних земельных отношений в Украине, кроме моратория, являются: коррупция, теневой земельный рынок, рейдерство. Многолетнюю тупиковую ситуацию усугубляет неопределенность государственной земельной политики, нерешительность правительства признать допущенные ошибки в процессе земельной реформы, а также отсутствие взаимопонимания между правительством и аграриями. Примером сказанному можно привести обращение в 2016 году пресс-службы Ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» в органы центральной власти с просьбой предоставить информацию о перспективе моратория. В указанном обращении аграрии выражают свою озабоченность: «Сейчас для аграрного бизнеса не столь важно, каким будет консенсусное решение по этому вопросу, как важно присутствие долгосрочного видения на следующие три-пять лет развития земельных отношений в Украине».

Теневой земельный рынок существует вопреки действию моратория, всякие запреты и ограничения, ущемляющие права собственников, вынуждают их искать пути обхода закона. Для этого они используют разные схемы – обмены паев на другое имущество, судовые решения о признании неоформленных ипотечных договоров, а наглядный пример теневого рынка – тот факт, что в 2004-2009 годах в обход моратория были проданы 4.7 млн гектаров паевых земель. Правонарушения в виде рейдерства – проблема, принявшая угрожающие масштабы: захвачены не только десятки тысяч га плодородных земель, но и урожаи разных культур. Нанесённый стране ущерб из-за нерешенных проблем исчисляется в пределах 2-11 млрд грн.

DOSSIER →   ОМБУДСМЕН ПРОКОММЕНТИРОВАЛ ПРИНЯТЫЙ ЗАКОН О МОБИЛИЗАЦИИ

Многолетняя неразрешенная проблема моратория вынуждает часть общества Украины к индивидуальным действиям: часть депутатов ВРУ (55 депутатов) обратились в Конституционный суд Украины (КСУ), а граждане Украины и Цицура – в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Неудивителен итог, которого с большой вероятностью можно было ожидать: два разных суда и два разных решения.

Учитывая вышеприведенные законодательные акты и решение КСУ, сразу появляются мысли, что КСУ подсознательно учел многогранную ситуацию, создавшуюся вокруг моратория (около 55-73% населения Украины против отмены моратория), в то время, как ЕСПЧ руководствовался лишь украинскими и международными законами (которые ратифицированы Украиной) и холодным разумом.

Надо учесть тот факт, что огромной проблемой после отмены моратория будет размежевание паевых участков, а причиной тому – то, что выделенные паи на протяжении многих лет обрабатываются арендаторами, участки много раз перепаханы, стерты опознавательные знаки, для восстановления границ участков понадобится заново провести кадастровые работы.

Что надо сделать?

Проблемы в земельных отношениях в Украине – это комплексная и чрезвычайно серьезная проблема. Ее решения ждут украинское общество, крупные кредиторы и иностранные партнеры. Достойное решение этой проблемы – это лакмусовая бумага возможности Украины провести цивильные реформы.

Для ее решения правительство должно основательно проанализировать весь проведенный процесс земельной реформы и признать допущенные ошибки, наметить пути выхода из многолетней тупиковой стагнации. Ежегодные продления моратория никак не могут решить проблему, каждый шаг должен быть внятным и адекватным, нужно занять более отчетливую и смелую позицию, обнародовать реалистическую программу. А главное: признаться, что не будет допущена передача паев в полном объеме; я уверен, что величина паевых земель и есть основная проблема «новогодних мораторных поздравлений», а не отсутствие закона «Об обороте земель», он – лишь причина.

В последнее время ведутся активные разговоры о распродаже государственных земель путем аукционов, с попыткой придать этому значение снятия моратория и запуска земельного рынка. Но этот процесс есть классическая приватизация государственных земель, что, естественно, является значительным сегментом рынка, но никак не запуском полноценного земельного рынка. Кроме того, такой шаг может вызвать негативную реакцию со стороны пайщиков.

DOSSIER →   Второй этап земельной реформы: сохранят ли украинцы землю от иностранных посягательств

По-моему, проблема перманентного продления моратория кроется в паях, точнее в их величине (15-20 га). Здесь было бы уместно на законодательном уровне предложить закупку части паев, а в качестве закупочной цены предложить индексацию годовой арендной платы. Этот метод сделает весь процесс прозрачным и непредвзятым, с полным отсутствием коррупции; надо учесть, что размежевание участков повлечет за собой упразднение арендных договоров.

Функционирование цивильного земельного рынка сведёт на нет теневой земельный рынок, который на сегодня довольно активен, он просто перестанет существовать, а огромные «теневые» средства поступят в государственную казну.

Особо надо подойти к решению проблемы рейдерства. Не думаю, что в последнее время часто муссируемая идея создания новой независимой структуры по борьбе с этим недугом может принести особо положительный результат, это будет многократное увеличение расходов государственных средств и дублирование полномочий. При крайней необходимости можно создать ячейку в самом МВД, так как это обыкновенное явление захвата чужого имущества.

Нет процессов без проблем, но нет нерешаемых проблем. Украина может и обязана показать всему мировому сообществу, что ее стремление войти в общеевропейскую семью не только декларация желания – проведением цивильных реформ она докажет свое умение преодолевать все трудности и займет достойное место в содружестве демократичных и высокоразвитых стран.