«Завышенные цены» как краеугольный камень отношений государства и бизнеса

FavoriteLoadingзакладки →

Борьба с коррупцией стала одним из основных вызовов для любой политической власти в Украине. Но пока политики увлекаются больше лозунгами, юридическое профессиональное сообщество говорит о ключевом: в антикоррупционном контексте перезрел вопрос установления четких условий взаимоотношений бизнеса и государства.

Простыми словами: государство должно установить четкие правила игры и контролировать их выполнение в сфере публичных закупок за бюджетные средства. Именно отсутствие четких правил создает юридические казусы и дилеммы, которыми пользуются нечистые на руку чиновники, бизнес и правоохранители.

Одна из таких ключевых юридических дилемм – это так называемый срок «закупки по завышенным ценам» за бюджетные средства. Понятие, которое в законодательстве даже не имеет правового определения, поэтому и тянет много манипуляций и махинаций.

Завышенная неопределенность

На практике «экономикой» занимаются подразделения почти всех правоохранительных органов. В частности, в СБУ – это Департамент контрразведывательной защиты экономики и Департамент по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, Налоговая полиция Государственной фискальной службы Украины, Департамент защиты экономики Нацполиции, Генеральная прокуратура Украины, Национальное антикоррупционное бюро, Специализированная антикоррупционная прокуратура и другие.

Вполне понятно, что все они создают между собой «конкуренцию». И что характерно, основным квалифицирующим фактором в фабулах расследования по уголовным производствам экономической направленности во всех без исключения правоохранительных органах фигурирует понятие «закупка по завышенной цене».

Такие уголовные производства, как правило, открываются по чьему-то заявлению о том, что товары или услуги были закуплены у бизнеса за бюджетные средства по завышенным ценам. То есть таким, что каким-то образом превышают средние цены на рынке.

Но большинство подобных дел в дальнейшем разваливаются в суде или даже не доходят до него. Ведь результаты таких расследований не всегда однозначны. Они не имеют дальнейшей судебной перспективы из-за определенных коллизий, пробелов и конкуренции норм действующего законодательства.

DOSSIER →   САП и НАБУ начали уголовное производство против Кириленко

Если задать поиск в Интернете по словосочетанию «завышенные цены», то найдем сотни новостей о досудебных расследованиях мошеннических схем при закупках. Но в сети почти нет информации о том, какие наказания понесли коррупционеры.

Как отмечал выше, законодательство Украины не содержит формулировки  «завышенные цены». Так же отсутствуют законодательные понятия «справедливая цена», «разрешенная наценка» и тому подобное. Ни в Уголовном кодексе, ни в профильном законе «О публичных закупках». В последнем есть только термин – «ожидаемая стоимость». Это сумма закупки, которую заказчик определяет самостоятельно до начала торгов (теоретически исследуя цены на рынке).

Но четкой методологии или формул оценки такой стоимости – опять же нет. Сейчас цену можно рассчитать простым умножением количества единиц товара на среднюю рыночную стоимость товара или наивысшую на рынке. Таким образом, недобросовестные заказчики-чиновники для получения соответствующих бюджетных ассигнований могут подать любую информацию о потребности в финансировании на товар или услугу, завысив цену в разы.

Одновременно, согласно ст. 1 п. 2 закона Украины «О хозяйственных обществах», хозяйственными обществами признаются предприятия… созданные… с целью получения прибыли. Итак, имеем неопределенность и отсутствие четкой грани между, с одной стороны, умным получением прибыли предприятием и, с другой стороны — злоупотреблениями и растратой государственных средств (ст. 191 УК Украины) государственными субъектами хозяйствования.

Ориентиры без ориентиров

Есть несколько основных спорных вопросов, которые возникают в такого рода делах о «завышенных ценах». Первое — что считать базой для определения средней цены на рынке? Второе — в какой степени (на какой процент) цена считается превышенной, по сравнению с рыночной?

Другими словами, сколько процентов или какой процентный коридор должен быть в формировании наценки на товар предпринимателем и формирователем ожидаемой стоимости при проведении процедуры публичных торгов, учитывая уплату налоговой нагрузки: НДС – 20%, налог на прибыль – 18%, ЕСВ – 22%, других налогов и административных расходов и уплату процентов и тела кредита (при наличии кредитования со стороны кредитных и финансовых учреждений). Кроме того, какие еще экономические показатели (индекс инфляции и т. д.) должны быть учтены?

DOSSIER →   Печерский суд закрыл дело против заместителя Ермака Шурмы касательно конфликта интересов

Не идеализирую в данном случае заказчиков или бизнесменов. Понятно, что в Украине есть множество примеров, когда благодаря общественности удавалось обнаружить покупку товаров за бюджетные средства по ценам, которые отличались «от здравого смысла» в 2-3 раза.

Но даже при действительно честном подходе никто не застрахован от того, что выше перечисленные многочисленные «экономические департаменты» различных правоохранительных органов не начнут по чьему-то заявлению расследование о «завышенных ценах». Например, конкурент компании-поставщика, выигравшей тендер, решит устроить своему визави «сладкую жизнь».

Положить начало

Понятно, что никаким законом или системой не удастся закрыть все лазейки для преступников при публичных закупках. Можно создать лишь эффективный инструмент, в том числе для мониторинга правонарушений.

Также понятно, что в условиях рыночной экономики бессмысленно описать все инструкциями и правилами по определению средних рыночных цен или наценок для бизнеса. Но нужно искать пути минимизации нарушений со стороны правоохранителей и повышения их эффективности в расследовании коррупционных дел.

Для этого, по моему мнению, нужно, чтобы законодатели, правоохранители, антикоррупционные активисты, исполнительная власть начали дискуссию относительно юридического обоснования такого экономического и юридического термина, как «завышенная цена», в сфере бюджетных закупок.

Или же наоборот, подумать над тем, как убрать его из юридической практики. Но изменить в этом случае основания для открытия уголовных производств в отношении закупок.

Те, кто начнет такой диалог, сильно помогут бизнесу в будущем. А если его инициируют политики – они точно получат серьезные политические очки.

Михаил Пластун