Закрытие 10−11 классов, меньше полномочий у родителей и изучение государственного языка. Что изменит новый закон об образовании — Разбор

FavoriteLoadingзакладки →

Репортер НВ Александра какие нововведения предлагает украинским школам новый закон о полном общем среднем образовании

16 января 2020 Верховная Рада Украины приняла новый Закон о полном общем среднем образовании. Его поддержали 327 депутатов. Министр образования и науки Анна Новосад отметила, что этот закон предоставит «новые возможности для наших учеников, учителей и образовательных управленцев, а также гарантии для родителей».

Кроме того, в дальнейшем также планируют развивать и проект Новая украинская школа, или НУШ, который, как часть реформы отрасли образования внедрила еще бывшая руководительница МОН Лилия Гриневич.

На данный момент закон должен подписать президент Украины, а Министерство образования, в свою очередь, предоставить разъяснения относительно того, каким образом этот закон должен быть внедрен в жизнь.

Репортер НВ Саша Горчинская изучила закон и узнала, какие именно нововведения он гарантирует.

1 Инклюзивность и доступность. Закон гарантирует равный доступ всех детей к образованию. В начальную школу детей должны зачислять без конкурсов, учебное заведение должно быть территориально доступным для всех детей независимо от социального статуса и места рождения. Детей с особыми образовательными потребностями во время обучения смогут сопровождать родители.

Дети, находящиеся на длительном лечении в медицинских учреждениях, смогут учиться прямо там, при больницах. Ученики, которые требуют дополнительных уроков, смогут получить групповые или индивидуальные консультации от педагогов на базе школы — это также нововведение, которого раньше не было.

2 Изучение государственного языка. Новый закон об образовании предусматривает нововведения и относительно языка обучения. В этом пункте созданы три новые модели преподавания. В частности, изменения касаются представителей национальных меньшинств.

Первая модель прописана с учетом особенностей коренных народов Украины, не проживающих в языковой среде своего языка и не имеющих государства, которое могло бы защищать и развивать их язык. Прежде всего этот аспект касается крымских татар. Эта модель предполагает обучение на языке коренного народа с 1 по 11 (или 12-й) класс параллельно с основательным изучением украинского языка.

Реформа образовательной сферы предполагает, что младшую, среднюю и старшую школы в будущем должны максимально отделить друг от друга / Фото: unsplash

«Я имела опасения, что учитывая события последнего года несколько нивелируются нормы, связанные с использованием государственного языка в образовательном процессе. К счастью, этого не произошло. То, что предлагает закон — дифференцированный подход по внедрению государственного языка для лиц, представляющих коренные народы, нацменьшинства или нацменьшинства стран ЕС — считаю очень взвешенным и продуктивным», — комментирует образовательная експерт Мирослава Товкало, руководитель проектов и программ в Креативной Международной Детской Школе (КМДШ).

Вторая модель ориентирована на школы, где обучение происходит на языке национальных меньшинств, языки которых относятся к языкам стран Евросоюза. К примеру, такие школы распространенные в западных областях Украины на границе с Венгрией, Румынией и тому подобное.

Модель прописана с учетом особенностей коренных народов, не имеющих государства, которое могло бы защищать и развивать их язык

В таких случаях обучение будет проводиться материнским языком, наряду с изучением государственного — в начальной школе, в 5 классе не менее 20% годового объема учебного времени должно преподаваться украинский с постепенным увеличением объема, чтобы в 9 классе на украинском изучалось не менее 40% предметов. Уже в старшей школе таких дисциплин должно быть не менее 60% от всего годового объема учебного времени.

Третья модель относится, в частности, к русскоязычному населению Украины. В частности, нацменьшинства, язык которых относится к одной с украинским языковой семье, «а также проживающих преимущественно в среде собственного языка (русский язык), говорится в законе». Там начальная школа также будет языком меньшинства вместе с изучением украинского, но уже с 5 класса на государственном языке должны преподавать не менее 80% учебного времени.

DOSSIER →   ОМБУДСМЕН ПРОКОММЕНТИРОВАЛ ПРИНЯТЫЙ ЗАКОН О МОБИЛИЗАЦИИ

Однако с таким нововведением согласны не все родители. В фейсбук-сообществе Родители SOS, где журналистка НВ инициировала обсуждение нового закона, родители назвали эту норму «разделением общества на четыре сорта в изучении родного языка». Некоторые пользователи также интересовались, будут ли преподавать в школах на русском — мол, ребенок дома говорит на этом языке, а следовательно, по мнению родителей, должен изучать его в школе, как и произведения русских классиков.

3 Расширение возможностей для учителей. Учителя смогут составлять собственную учебную программу, разрабатывать собственную систему оценивания с созданием шкалы перевода этих оценок в 12-балльную систему. Кроме того, учителя смогут повысить свою квалификацию по собственному желанию, но — за счет государства.

Готовы ли украинские учителя к работе по новому формату, рассуждает в комментарии НВ жительница Киева Татьяна Билоконская. По ее мнению, большой вопрос — готовы ли психологически педагоги к «новым правилам игры»:

По новому закону максимальное количество учеников в классе должно составлять 24 человека / Фото: unsplash

«Читала и закон, и инфу о Новой украинской школе (НУШ), а также программу подготовки учителей к ней. Все класс, только увидела проблему, которая нигде не светится — это психологическая готовность кадров к новому закону и новым правилам игры в XXI веке. Большинство учителей — совковые, с мусором как в голове, так и подходах. Кричат, унижают, стыдят, бьют [детей]», — говорит Билоконская. Своего восьмилетнего сына перевела в другое учебное заведение из-за буллинга — травли со стороны учителя.

«Нигде нет ни стандартов, ни критериев, ни тренингов для учителей, которые бы подтверждали, что этих учителей нельзя подпускать к детям. В этом большая проблема. Это еще хуже, чем когда учитель делает ошибку в решении примера», — добавляет женщина.

4 Надбавки для учителей. Закон предусматривает надбавки для учителей в нескольких случаях. В частности, речь идет об учителях, которые будут заведовать спортивным залом, кабинетом информатики, ресурсной комнатой и т. д. — таким обещают прибавку в размере от 10 до 20% зарплаты.

Для молодых учителей планируют создать педагогическую интернатуру — наставник, который будет помогать молодому учителю войти в профессию, будет получать еще 20%.

Важный момент: в законе говорится, что молодым учителем может стать человек с любым высшим образованием. То есть, теперь, чтобы преподавать в школе, совсем не обязательно иметь именно педагогическое образование. По мнению сопредседателя ОО Родители SOS Алены Парфеновой, это хорошие изменения, ведь так школы смогут пополниться настоящими специалистами по определенной сферы деятельности:

Учителя будут получать надбавки к зарплате в размере до 20% за различные виды активности, в частности, за помощь молодым педагогам / Фото: unsplash

«К примеру, в нашей фейсбук-группе Родители SOS был один парень, айтишник, который пришел в школу, чтобы учить детей, потому что сам так захотел, ему это нравилось. Они там за год научились моделировать на 3D-принтере, детям это нравилось», — рассказывает Парфенова.

На вопрос о том, какие могут быть риски и как отсеять людей, которые, несмотря на профессионализм, не имеют соответствующих навыков преподавания, говорит: этот вопрос должно согласовывать руководство школы, в частности, директор. Однако если у молодого учителя действительно есть желание работать в школе, ему должны помочь коллеги в педагогической интернатуре.

С этим соглашается и Мирослава Товкало. Она проводит параллели с частными учебными заведениями:

«Опыт частных школ, которые берут на работу молодых учителей, часто лучших, показывает, что без поддержки со стороны коллег, постоянного обучения и наставничества не обойтись. Поэтому эта норма — это, по сути, перенос в нормативную базу опыта успешных школ в Украине и за рубежом», — говорит собеседница.

DOSSIER →   Президент подписал мобилизационный законопроект

5 Автономия школ. Закон Об образовании, принятый в 2017 году, задекларировал автономию школы, но не предложил конкретных механизмов разграничения полномочий учредителя и директора школы, объясняет Мирослава Товкало. Именно поэтому последние два года по этому поводу велись конфликты на местном уровне. Директора чувствовали себя растерянными, так как были вынуждены маневрировать на лезвии ножа.

«Новый закон предлагает механизмы, как реализовывать автономию школы — на организационном, академическом, финансовом и кадровом уровнях. То есть современный руководитель, опираясь на новый закон, распоряжается финансами школы, в том числе и теми, которые идут на профессиональное развитие педагогов, формирует кадровую политику — принимает на работу и увольняет. Также организует образовательный процесс, следит за его качеством, организует работу по подбору модульных учебных программ, которые предлагает министерство, или стимулирует учителей к созданию авторских учебных программ», — разъясняет Товкало.

6 Финансовая реформа. Закон должен предоставить школам широкие возможности в том, что касается распределения и использования финансов. В частности, речь идет о средствах на формирование структуры учреждения и штатного расписания, доплаты и надбавки, установление размеров и выплат премий, материальной помощи и «других видов стимулирования и награждении работников». Также в эту категорию входят: оплата текущих ремонтных работ в учебном заведении. То есть, «деньги на ремонт», которые обычно собирает с родителей администрация школы.

«Государственные и коммунальные учебные заведения реализуют образовательные программы за средства государственного, местных бюджетов, других источников, не запрещенных законодательством, и не могут реализовывать или обеспечивать (полностьюили частично) свои образовательные программы за средства родителей и/или учеников», — говорится в законе.

Никакие, так называемые платные классы и платные образовательные программы не могут быть реализованы за счет детей и их родителей

«В реальности все выглядит так: берут самых популярных учителей, к которым все хотят отдать своих чад. [Создают] платные классы, при этом, на собрании их „возносят до небес“. При этом, на вопрос родителей об обычных классах и о программе НУШ отвечают, мол, неужели вы хотите, чтобы ваши дети были тупее? Значит, это выбор без выбора: или [платный] класс „интеллект“, или обычный, с учителем после бурсы», — комментирует НВ жительница города Покровска, что в Донецкой области. Женщина пожелала остаться анонимом. Она имеет двух детей: старший ребенок учится в третьем классе, младшая в этом году должна пойти в первый класс.

В новом законе говорится, что никакие так называемые платные классы и платные образовательные программы не могут быть реализованы за счет детей и их родителей, комментирует этот пункт Парфенова:

«Сначала можно подумать, будто в законе специально оставили дыру — якобы финансирование может происходить за счет благотворительного фонда, и это способ обойти новые нормы. Однако, на самом деле, если участниками такого благотворительного фонда являются родители учеников данной школы, тогда школа не может финансироваться этим фондом. То есть, допустим, если родители школы № 1 решат финансировать за счет благотворительного фонда школу № 5, тогда это, возможно, как-то пройдет. В других случаях — нет, это будет считаться нарушением закона».

Предполагается, что в будущем ученики смогут сами выбирать себе дополнительные предметы для изучения и регулировать нагрузку в школе / Фото: unsplash

7 Меньше полномочий для родительских комитетов. Изменения в законе касаются не только учителей или учеников, а и родителей, в том числе и членов родительских комитетов, объясняет Алена Парфенова. Все пожелания и решения, озвученные в родительских комитетах, выполнять надо только по желанию, и теперь это четко прописано в законе.

DOSSIER →   Президент подписал мобилизационный законопроект

«Если 30 человек себе что-то попридумывают, пропишут какие-то протоколы и т. д., вы точно не обязаны это делать, если не считаете нужным. И ни один протокол не является аргументом. Вы можете отказаться», — объясняет Парфенова. Ранее, говорит она, в таких случаях очень часто прикрывались именно этими протоколами — мол, раз родительский комитет что-то решил, делать это должны все.

8 Сокращение количества учащихся. Предполагается, что максимальное количество учеников в классе должно составлять 24 человека. В младших классах, к примеру, может быть от 5 до 24-х учеников. Однако как эта идея должна реализовываться, пока под вопросом. Под постом в группе Родители SOS мамы и папы из разных городов Украины делятся собственным опытом: в классах, где учатся их дети, до сих пор по 30, а то и 35 учеников, в некоторых школах одновременно функционирует семь или восемь первых классов.

Молодые учителя теперь могут иметь любое высшее образование — не только педагогическое / Фото: unsplash

О том, что такая проблема действительно существует, говорит и Парфенова. В 2018 году в законе об образовании была норма о максимум 30 учениках в классе, но и ее не выполняли. Все из-за плотной застройки, перенаселенности отдельных районов или городов. Детей — многовато. Иногда помещения учебных заведений используются не по назначению, и поэтому помещений не хватает. Например, забирают классы под музейные комнаты и т. п., добавляет Парфенова.

«Не знаю, каким образом, но эта дискуссия должна разрешиться. Также не следует забывать, что у школ теперь есть обязательства принимать всех по месту жительства и это тоже один из факторов», — говорит собеседница.

Еще один пункт в новом законе касается изменений в старшей школе. Об этом пишет на своей странице в фейсбуке журналистка, бывшая руководительница Украинской службы ВВС Нина Курьята.

Детей — многовато. Иногда помещения учебных заведений используются не по назначению

«Начиная уже с этого учебного года, в очень значительной части школ закрываются 10−11 классы. Благодаря Доступу к правде, есть ответы районных управлений образования Киева. В моем районе я насчитала, что из 45 школ I-III ступеней останется на том же уровне 21 школа, а в 24 школах уже с 2020/21 учебного года прекратят набирать 10−11 классы, — подсчитывает Курьята. — Еще есть три специнтерната, но на то они и „спец“, чтобы подходить отдельным категориям, а не всем. И одна вечерняя школа (не думаю, что это — равноценный способ получения знаний в старших классах, если действительно хочешь куда-то поступать, поэтому оставлю это отдельно). То есть теперь закончить 11 класс станет задачей, доступной лишь 50% учащихся».

Это — один из шагов к отделению младшей, средней и старшей школы друг от друга, объясняет Алена Парфенова. Но для того, чтобы реализовать все эти изменения, нужно время. Родителям не следует бояться, что старшие классы закроют внезапно — реформу в этой части должны внедрять в жизнь постепенно.