Зачем Украина дарит Фирташу 1 млрд долларов?

FavoriteLoadingзакладки →

В этом году Рождество для украинского олигарха Дмитрия а наступило раньше времени.

1 августа магнат мог прикарманить до 1 млрд долларов – всё благодаря новым изменениям в законодательство о системе транспортировки газа (Кодекс ГТС). Это может прозвучать странно, но украинские элиты должны действовать быстро, чтобы избежать выдачи большого куша олигарху, связанному с Кремлём.

Дмитрий Фирташ, один из богатейших людей в Украине. Австрия арестовала украинского бизнесмена по просьбе США, где с 2006 года идёт расследование по его делу. Фото из открытых источников

Изменения кодекса должно было привести украинскую газотранспортную систему к европейским стандартам управления.

Однако оказалось, что влияние олигарха (который с 2014 года живёт в Вене (Австрия) под домашним арестом в результате запроса правоохранителей США) оказалось сильнее, чем усилия реформаторов. Под его политическим влиянием и коррупционным давлением украинский национальный регулятор (Национальная комиссия регулирования энергетики и коммунальных услуг) принял версию кодекса, продвигаемую местными газовыми компания, которые контролирует Фирташ. Ему принадлежит почти 75% таких компаний. Эти компании – так называемые облгазы – были искусственно созданы во время президентства Виктора а как денежные мешки между государственным «Нафтогазом» и потребителями, в условиях, когда газовые цены регулирует правительство. Скажем проще: облгазы создавались для коррупционных схем и обирания налогоплательщиков. И это не в стиле страны, которая хочет внедрять у себя европейские бизнес-практики.

С 1 августа* все долги облгазов за выкачку и транспортировку газа – почти 1 млрд долларов – должны были быть «прощены» государственным «Нафтогазом». Новый кодекс предполагает, что все финансовые операции между «Нафтогазом» и региональными газораспределителями начнутся с чистого листа. По сути, «Нафтогаз» потеряет всякую возможность взыскать эти долги. Государство утратит деньги.

Но это ещё не всё.

Кодекс вводит новые способы ограбления государственной компании. Он создаёт ненужного посредника между крупными потребителями газа и «Укртрансгазом», ответственного за тарифы на бронирование мощностей для поставок (проще говоря, это означает, что потребитель должен забронировать определённую пропускную способность трубы и мощности насосной станции, и оплатить их). Сейчас эти средства собираются непосредственно «дочкой» «Нафтогаза» – «Укртрансгазом». По новому кодексу, средства будут собирать облгазы Фирташа – и вряд ли они будут передавать эти деньги «Укртрансгазу». Речь идёт о суммах около 5 млрд гривен в год. Это значит, что как минимум 5 млрд гривен недополучит государственная компания – крупнейший налогоплательщик страны. Хуже того – больше денег упадёт в карман «венского узника».

Новый кодекс также внедряет принцип сетевой нейтральности, который ударит по потребителям, оплачивающим свои счета. Если кто-то не заплатит за услуги, «Укртрансгаз» будет вынужден покрыть потери за счёт дополнительных сборов с тех, кто платит.

Наконец, новый кодекс изменяет ещё одну небольшую, но важную деталь. По нынешним правилам, если компания забирает слишком много газа из газотранспортной системы, больше, чем ей выделил оператор системы, и не оплачивает излишек, это считается преступлением. Но новый кодекс считает избыточное потребление «услугами по балансировке» и выставляет счёт «Нафтогазу»!

Новый кодекс не должен заработать. Он бьёт по имиджу Украины за рубежом, он бьёт по попыткам Украины избавиться от коррупции в газовом секторе, и он даёт почву заявлениям, что нынешнее правительство не слишком серьёзно нацелено на борьбу с коррупцией.

ственное осмысленное решение здесь – отсрочить внедрение нового кодекса украинским регулятором, невзирая на давление Фирташа.

Пришло время сказать своё слово правительству. Слишком долго оно оттягивало ключевые решения по реформе газового рынка, в частности – ввод рыночных цен на газ и удаление фирташевских облгазов, несмотря на жёсткие требования МВФ и всех ключевых партнёров. Воплощение фирташевской версии кодекса лишь обогатит олигарха и заставит наблюдателей размышлять, почему такая ситуация устраивает украинские власти.

Примечание редакции. К моменту сдачи материала нам стало известно, что НКРЭКУ перенесла срок с 1 августа на 1 октября. Ждём, однако, официальной публикации этого решения.