/Выборы-2019 станут испытанием для борьбы с политической коррупцией — НАПК

Выборы-2019 станут испытанием для борьбы с политической коррупцией — НАПК

Предстоящие президентские и парламентские выборы 2019 году станут испытанием для существующей системы предотвращения политической коррупции, в частности в сфере агитационной деятельности.

Это прогнозируют в Национальном агентстве по вопросам предотвращения и противодействия коррупции.

«Предстоящие президентские и парламентские выборы в марте и октябре  2019 г. соответственно, без сомнения, станут испытанием для существующей системы предотвращения политической коррупции и государственного финансирования политических партий. Уже сейчас, в период избирательного «затишья», НАПК, представители общественных организаций, активисты и неравнодушные граждане выявляют отдельные манипуляции политических партий в сфере агитационной деятельности», — цитирует пресс-служба НАПК руководителя отдела методологической работы Департамента по вопросам предотвращения политической коррупции Екатерину Бердникову.

По ее словам, по результатам проведенного анализа отчетов политических партий придется констатировать, что одним из основных направлений, на которые партиями тратятся средства, является пропагандистская деятельность, что заключается в размещении рекламы на телевидении, радио, в печатных средствах массовой информации, печати газет, листовок, продукции с логотипом и других агитационных материалов.

Так, в результате антикоррупционной реформы по предотвращению политической коррупции установлен четкий запрет партиям и кандидатам в депутаты использовать для проведения предвыборной агитации собственные средства или средства из других источников, в т.ч. взносы по инициативе избирателей. Установление механизма осуществления предвыборной агитации исключительно за счет выделенных на обеспечение ведения предвыборной агитации средств из Государственного бюджета Украины и средств избирательных фондов партий и кандидатов в депутаты предусматривает для участников любого избирательного процесса жесткие ограничения финансового контроля.

Бердникова отметила, что распространенным является злоупотребление, что заключается в отражении в отчетах о поступлении и использовании средств избирательных фондов на общегосударственных и местных выборах значительно меньших объемов средств, которые потрачены на проведение разных форм предвыборной агитации. Это предопределено тем, что законом «О выборах в Украине» установлено ограничение размеров избирательных фондов для политической партии, кандидаты в депутаты от которой зарегистрированы в общегосударственном округе (не более 90 тыс. размеров минимальной заработной платы, что составляет около 330 млн грн), а для кандидата в депутаты в одномандатном округе — не более 4 тыс. размеров минимальной заработной платы (около 15 млн грн).

Юрист подчеркнула, что проблема для субъектов избирательного процесса заключается в том, что расходование средств из текущих счетов избирательного фонда осуществляется в безналичной форме, а поэтому является четко контролируемым и может быть проверена. Каждый в своей агитационной деятельности пытается минимизировать официальные расходы, чтобы «влезть» в установленные избирательным законодательством рамки, а дальше доагитировать за «теневую» наличность, отметила она.

Кроме того, подчеркнула Бердникова, количество упоминаний политпартии или кандидата в радиоэфире почти невозможно отследить. В частности, небольшие региональные радиостанции могут на своих FM -частотах агитировать значительно масштабнее, чем это официально указывает в финансовых отчетах субъект избирательного процесса. Отследить и зафиксировать такие нарушения возможно лишь при фактическом прослушивании эфиров соответствующими уполномоченными лицами.

Отдельную проблему также, по словам юриста, составляет организация митингов в поддержку субъектов избирательного процесса при участии определенной части «оплаченных» митингующих-агитаторов, которые получают средства за активную поддержку и проведение мероприятий в пользу партии или кандидата. Оплата таких «агитаторов», конечно, осуществляется за наличные и нигде официально не отражается.

Как отмечается, среди самых распространенных хитростей, к которым прибегают субъекты избирательного процесса, является увеличение количества установленных внешних агитационных материалов. Это выглядит следующим образом: договор о размещении агитации на билбордах заключается относительно 20 единиц, а в действительности размещено 100 таких билбордов. 

«Это создает возможность для субъекта избирательного процесса указать значительно меньшее количество средств, потраченных на это. И даже если такое нарушение будет зафиксировано НАПК, информацию о договоре и потраченных средствах на такую агитацию оно получит от партий лишь после окончания отчетного периода, и потеря времени приведет к совпадению сроков давности для привлечения к ответственности и даст возможность избежать наказания за нарушение положений избирательного законодательства», — рассказала Бердникова.

По ее убеждению, одним из препятствий для решения проблем, существующих в сфере предотвращения политической коррупции, являются недостаточные человеческие ресурсы и отсутствие территориальных подразделений НАПК, что фактически не дает возможность контролировать соблюдение требований антикоррупционного законодательства в регионах или местных выборах в отдаленных регионах.

Кроме того, подчеркнула юрист, сегодня существует проблема усовершенствования процедуры составления протоколов об админправонарушениях, связанных с коррупцией, рассмотрении судом соответствующих дел, увеличении сроков наложения взысканий за нарушение установленных законом ограничений по финансированию политпартий.

Внимания требует и решение проблемы повышения размеров штрафов за нарушение установленного порядка предоставления или получения взносов в поддержку политических партий от граждан.

Как известно, контроль за соблюдением требований относительно участия СМИ и информагентств в информационном обеспечении выборов и проведении предвыборной агитации по электронных (аудиовизуальных) СМИ осуществляет Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания, а относительно печатных средств массовой информации и информационных агентств — Госкомитет телевидения и радиовещания.