Второй этап пенсионной реформы перенесут еще на год

FavoriteLoadingзакладки →

Накопительная система второго уровня заработает не раньше 2021 года

Второй этап реформы, который вводит накопительную часть пенсионного обеспечения в Украине, должен был заработать в этом году. Но правительство отложило его введение до 2020 года. Однако и со следующего года новшество вряд ли заработает.

Согласно новому законопроекту, введение второго этапа реформы намечено на 2021 год.

Что предлагают чиновники

Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) разработала законопроект «Об общеобязательном накопительном пенсионном обеспечении», который вводит пенсионную систему 2-го уровня и согласовала его со всеми министерствами и ведомствами. После рассмотрения и утверждения на заседании Кабинета министров он будет направлен в Верховную Раду.

Изначально в правительстве предлагали следующий рост отчислений из зарплаты в ближайшие годы:

2019 г. – 2%, 2020 г. — 3%, 2021 г. — 4%, 2025 г. — 5% и т.д. вплоть до 2035 года, когда отчисления вырастут до 15%. Но позже его подкорректировали, сдвинув все на два года.

По словам члена НКЦБФР Александра Панченко, предлагается установить размер взноса в 2% дохода гражданина в течение первого года внедрения накопительной пенсионной системы. После этого он будет увеличиваться на 1 процентный пункт ежегодно до 10%.

То есть, в 2021 году нужно будет отчислять 2% от своих доходов, в 2022 году – 3% и так вплоть до 2029-го, когда ставка вырастет до 10%. Но это будет происходить только в том случае, если зарплата будет увеличиваться не менее чем на 5% в год.

— Рост взносов будет происходить только в случае роста средней заработной платы в стране в размере не менее 5%. Таким образом, максимальный уровень отчислений будет установлен только тогда, когда средняя заработная плата превысит нынешнюю на 40%, — сообщил Панченко.

DOSSIER →   Зеленский уволил Данилова и назначил разведчика секретарем СНБО

Для физлиц-предпринимателей, которые работают на упрощенной системе налогообложения, предполагается, что размер взноса в расчете за месяц определяется 10 процентами от минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного года. Например, в этом году – это 417,3 грн.

Застрахованные лица, которым на 1 января 2021 г. останется меньше 10 лет до пенсии,могут по желанию не платить страховые взносы в накопительную систему пенсионного страхования.

Как их будем платить?

На сегодняшний день единый социальный взнос (ЕСВ) за наемных работников платит работодатель. В дальнейшем ничего не должно измениться. Работодателей в законе называют платежными представителями и обязали их делать за наемных работников отчисления.

«Взносы начисляются и уплачиваются участником системы или его платежным представителем, — говорится в документе. — Взнос уплачивается (перечисляется) платежным представителем один раз в месяц только в безналичной форме при выплате заработной платы (вознаграждения, дохода) единым платежным документом».

При этом сделать это нужно будет не позднее чем через 20 календарных дней со дня окончания календарного месяца, за который начисляется доход. Предельный срок самостоятельной уплаты взноса участниками системы составляет те же 20 календарных дней, но уже со дня окончания квартала. Это будет касаться частных предпринимателей.

Когда можно будет получить деньги?

Законопроект предполагает, что после наступления пенсионного возраста человек имеет право на один из трех вариантов выплат:

  • одноразовой пенсионной выплаты;
  • пенсии на определенный срок;
  • пожизненной пенсии.

Право на получение выплат за счет средств участников системы обязательного накопительного пенсионного обеспечения имеют как участники системы, так и их наследники. В законопроекте прописаны механизмы наследования.

Можно получить сумму взносов с процентами и раньше, чем наступит пенсионный возраст. Законопроект предусматривает такие случаи досрочного обращения за накопленными взносами:

  • возникновение у участника системы оснований для лечения тяжелых (критических) заболеваний, перечень которых будет определен центральным органом исполнительной власти, – можно получить до 100 процентов пенсионных средств;
  • возникновение у членов семьи участника системы оснований для лечения тяжелых (критических) заболеваний, перечень которых определен центральным органом исполнительной власти, — до 50 процентов пенсионных средств;
  • выезд участника системы за границу на постоянное место жительства — до 100 процентов пенсионных средств.
DOSSIER →   Законопроект об ответственности за присвоение государственных функций

Подводные камни законопроекта

Экономисты говорят, что при нынешней ситуации с инфляцией взносы быстро обесценятся. Доход от вложенных средств должен опережать инфляцию, иначе смысла в таких вложениях нет. А в законопроекте нет ни слова об этом. Более того, там прямо запрещается делать прогнозы по доходности.

Второй важный момент – гарантии возврата средств, если они будут инвестированы в переоцененный актив или в «мыльный пузырь» наподобие того, что возник на рынке недвижимости в 2005-2008 годах, в проекте закона не предусмотрены. То есть, если вы сами будете откладывать деньги на депозит, то вам гарантирован возврат суммы до 200 тысяч в случае банкротства банка. А вот если по какой-то причине «сгорят» пенсионные деньги, то вы окажетесь ни с чем.

Ну и наконец, самый важный вопрос: куда эти деньги будут вкладывать? На Западе у пенсионных фондов есть широкий спектр возможностей – от депозитов и акций до недвижимости и государственных облигаций. Куда вкладывать украинским фондам? Загадка.