Все серьезно: как депутаты перекраивают налоговое законодательство

FavoriteLoadingзакладки →

И чем это грозит налогоплательщикам

Власть продолжает педалировать налоговую реформу: Верховная Рада 16 января приняла во втором чтении законопроекты №1209-1 и №1210 о совершенствовании администрирования налогов, устранении технических и логических неувязок в налоговом законодательстве.

Парламентарии намеревались утвердить эти два документа еще осенью 2019 года. Но они подверглись жесткой критике. Как со стороны бизнеса, так и экспертов, которые были крайне недовольны стремлением законодателей ужесточить условия деятельности контролируемых иностранных компаний (КИК), расширить полномочия Государственной налоговой службы и увеличить сроки проведения проверок налогоплательщиков.

Министр финансов Оксана Маркарова даже заявила, что против новых норм протестуют как раз те компании, которые заинтересованы в выводе своих денег в «тихие гавани». 

В итоге глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Данил Гетманцев пообещал, что законопроекты будут серьезно доработаны.

Тем не менее, в первом чтении Рада все равно голосовала за первоначальный вариант законопроекта №1210, который подал сам Гетманцев. Со №1209 история чуть иная: на замену ему депутат от «Слуги народа» Алексей внес альтернативу под №1209-1 и парламент рассматривал эту версию.

Ко второму чтению оба законопроекта существенно преобразились. Хотя были учтены далеко не все поправки и пожелания. «Окончательная редакция законопроектов не так плоха, как первоначальная. В них из 10 критических замечаний шесть точно устранены. И внедрение части норм перенесено на 2021 год», – заявил Даниил , аналитик Украинского института будущего.

Mind разобрался, к каким изменениям стоит готовиться бизнесу. Уточним, что часть поправок парламентарии внесли в ходе голосования. И финальных текстов ни №1209-1, ни №1210 до сих пор нет. Поэтому окончательные версии обоих документов уже появятся после того, как их подпишет президент. Вернее, если подпишет.

План BEPS и КИК. Главная идея законопроектов – борьба с оффшорами и оттоком капитала в низконалоговые юрисдикции. Для этой цели вводятся правила налогообложения КИК (контролируемых иностранных компаний), так называемый третий шаг плана BEPS, которому посвящена новая статья 392 в Налоговом кодексе.

«Это одна из действенных мер по борьбе с размыванием налоговой базы, которая существует во многих развитых странах и демонстрирует свою эффективность. Согласно новым правилам налогообложения конечный бенефициар обязан будет декларировать и платить налоги с доходов юридических лиц, которые зарегистрированы в оффшорных юрисдикциях, что заставит существенно пересмотреть целесообразность содержания таких бизнес-конструкций», – рассказывает Олег Добровольский, партнер ID Legal Group.

DOSSIER →   Украине нужно больше успешных сантехников и строителей: замминистра образования и науки

При этом определены основания для освобождения от уплаты налога. Например, если совокупный доход от всех КИК не превышает 2 млн. евро на конец отчетного года. «Но отчет все равно подавать придется», – предупреждает Наталья , партнер юридической компании Legal House.

За несоблюдение законодательства о КИК предусмотрены болезненные штрафы. За непредставление отчета о КИК ожидается ответственность в размере свыше 210 000 грн., за неотражение дохода контролируемой компании или непредставление документации по КИК – 3% суммы дохода или 25% прибыли такой компании, за сокрытие информации о приобретении или отчуждении доли в иностранной компании – более 600 тис. грн.

Внедрение норм о налогообложении КИК запланировано на 2021. «Но я считаю, что лучше отсрочить запуск КИК на 2-3 года, чтобы наши бизнесмены массово не стали меня гражданство», – считает Даниил Монин.

ТЦО и деловая цель. Будет существенно усилен контроль трансфертного ценообразования и отчетности компаний, которые проводят контролируемые операции. Это 8-10 шаги BEPS.

В пресс-службе Министерства финансов объясняют, что вводится трехуровневая структура отчетности для международных групп компаний, которая включает в себя документацию по трансфертному ценообразованию (локальный файл), глобальную документацию (мастер-файл) и отчет в разрезе стран (country-by-country reporting).
Это существенно расширит возможности контролирующего органа для получения сведений о функциональном назначении каждого участника международной группы компаний и позволит налоговикам сделать выводы относительно целесообразности и наличия деловой цели в каждой из контролируемых операций.

«Теперь наличие деловой цели (разумной экономической причины) является решающим фактором в вопросе, будут ли у налогоплательщика расходы по таким контролируемым операциям, или они в полном объеме будут исключены из учета налогоплательщика, что в итоге приведет к увеличению базы налогообложения», – объясняет Олег Добровольский.

То есть, отсутствие деловой цели может стать для налоговой поводом пересматривать чуть ли не каждую сделку плательщика, результатом которой стало уменьшение налогооблагаемой прибыли.

Кроме того, внедрена концепция налогообложения приравненных к дивидендам платежей. Она предусматривает корректировку в рамках контроля ТЦО при проведении операций с нерезидентами.

Правда, «приравненные к дивидендам платежи» – довольно размытое понятие, поскольку речь идет о налогообложении не полученного дохода в виде дивидендов, а выгод акционера от участия в компании. Юристы считают, что Минфин должен дать разъяснение по данному вопросу, чтобы налоговики не смогли трактовать его в свою пользу.

DOSSIER →   Реформа старшей школы

Налоговики смогут привлекать налогоплательщиков-нарушителей к ответственности не просто за нарушения, а за «умышленное невыполнение (ненадлежащего выполнения) требований налогового законодательства».

Например, в случае несвоевременной уплаты согласованного налогового обязательства при просрочке до 30 дней применяется штраф в размере 5% суммы, более 30 дней – 10% суммы налогового долга.

«Но если должностное лицо контролирующего органа узрит умысел в действиях налогоплательщика при нарушении налогового законодательства, последнего ожидает сюрприз в виде значительного увеличения суммы штрафов», – предупреждает Вячеслав , старший аналитик Института социально-экономической трансформации (ISET). В ситуации с неуплатой согласованного обязательства, штраф вырастет до 25-50% суммы налогового долга.

Расширены полномочия налоговых органов при проверках. Например, представители ГНС, проводя проверку соблюдения правил о контролируемых иностранных компаниях, имеют право проводить опросы должностных лиц или работников КИК. При невозможности опроса на территории Украины, налогоплательщик обязан организовать интервью посредством видеоконференции.

«А представительства или другие подразделения нерезидентов, которые, по мнению налоговиков, соответствуют признакам постоянного представительства, могут ожидать визита фискалов без предупреждения и с существенными последствиями. Вплоть до принудительной постановки на учет с начислением существенных сумм штрафов и ареста имущества нерезидента. Одним словом международные инвесторы – Welcome!», – приводит пример Олег Добровольский.

В то же время, в пресс-службе Минфина рассказывают, что законодательство теперь требует, чтобы решение контролирующих органов о наложении штрафов было мотивированным; закреплен перечень налоговых правонарушений контролирующих органов, среди которых несоблюдение процедуры регистрации плательщиков налога или нарушения в сфере возмещения НДС; предусмотрена материальная ответственность за неправомерные действия должностных лиц налоговой.

«То есть, налоговая будет обязана по ряду правонарушений доказывать вину плательщика, определены обстоятельства, которые могут дать возможность освободиться от финансовых санкций, закреплены реальные штрафные санкции в адрес налоговой за злоупотребления в отношении налогоплательщиков. Но посмотрим, как эти нормы будут работать», – комментирует Наталья Радченко.

Отныне не является основанием для проведения документальной внеплановой проверки и решение следственного судьи, а сам акт проверки не может рассматриваться как заявление об уголовном правонарушении в части уклонения от уплаты налогов.

DOSSIER →   Нардепы "разнесли" законопроект об ответственности за неявку по повестке или на медосмотр – детали

Данил Гетманцев уточнил, что из законопроекта №1210 также исключен пункт 44.9, который давал налоговикам право без каких-либо последствий трактовать по-своему нормы законодательства.

Но, к сожалению, депутаты не поддержали создание Апелляционной комиссии по вопросам рассмотрения жалоб налогоплательщиков при Минфине, которая дала бы налогоплательщикам возможность воспользоваться двумя уровнями административного обжалования решений налогового органа.

СПД и недвижимость. Среди позитивных изменений – увеличение годовых лимитов для предпринимателей на едином налоге. Как сообщила депутат от «Слуги народа» Роксолана Пидласа, предельный оборот СПД первой группы ЕН вырастет с 300 тыс. грн. до 1 млн. грн. в год, второй группы – с 2,5 млн. грн. до 5 млн. грн., третьей группы – с 5 млн. грн. до 7 млн. грн. в год.

Помимо этого, депутаты позволили быть плательщиками единого налога четвертой группы сельхозпроизводителям, образованным путем слияния, если доля агропроизводства всеми компаниями, участвовавшими в их создании, за предыдущий год равна или превышает 75%.

Еще депутаты намеревались ужесточить налогообложение сделок с недвижимостью. В редакции законопроекта №1210, прошедшей первое чтение, содержалась норма, которая предусматривала налогообложение операций по продаже более двух объектов недвижимости в год НДФЛ по ставке 18%.

Но ко второму чтению эту норму из законопроекта изъяли. Сейчас доход от продажи первого объекта недвижимости в течение года не облагается НДФЛ, за продажу более одного объекта придется уплатить 5% налога.

Не поддержал парламент и норму о введении ответственности для нотариусов и риэлторов за нарушения, связанные с заключением договоров аренды недвижимости и их нотариальным удостоверением. За первое нарушение депутаты предлагали штрафовать на 340 грн., за второе в течение года – 1020 грн.