Общественность глубоко погружена в тему цен на газ и формулу «Роттердам+», но не знает, что с 1 июля заработает «европейский оптовый рынок» электроэнергии.
Главной новеллой является то, что цены на электроэнергию для генерирующих компаний будет определять не Национальная комиссия по энергетике, а сами компании в рамках прямых договоров с поставщиками и потребителями.
Тот, кто не смог подписать прямой договор, сможет купить электроэнергию дороже и по другим правилам. Принципы работы нового рынка похожие на европейские и призванные обеспечить конкуренцию, но есть несколько «но».
Во-первых, в Европе цены формируются в результате конкуренции между десятками производителей, а в Украине их два: государственный «Энергоатом» и частный ДТЭК. Вместе они контролируют около 90% генерации электроэнергии.
Во-вторых, в Европе существуют свободные перетоки электроэнергии между странами в рамках единого энергетического пространства — ENTSO. Украина же является искусственным энергетическим островом, импорт электроэнергии из сопредельных стран физически или политически невозможен.
В-третьих, в Евросоюзе цены для населения экономически обоснованы. В Украине цены на электроэнергию для населения составляют не более 30% ее себестоимости. (К слову, на рынке газа цены для населения обеспечивают производителям 300% рентабельности.) Объем скрытого субсидирования в 2019 году составит около 60 млрд грн за счет всех небытовых потребителей.
В-четвертых, в ЕС отсутствуют потребители, которые могут не платить за электроэнергию и продолжать ее использовать. В Украине отдельные потребители могут годами не платить и продолжать потреблять электроэнергию.
Подобная ситуация защищается различными государственными органами и даже действующим законодательством. Задолженность таких потребителей сейчас составляет более 10 млрд грн и продолжает увеличиваться.
У нас отсутствует система коммерческого учета, способная адекватно обслуживать не только новый оптовый рынок, но и нынешний розничный рынок. 70% потребителей не оснащены автоматизированными системами почасового учета и передачи данных, которые требуются для реального рынка.
Принятый в 2018 году кодекс коммерческого учета, призванный четко регламентировать правила и процедуры, остается стопкой бумаги. Реальная жизнь протекает в рамках временных порядков, рекомендаций и «волевых» решений, прикрытых коллегиальными решениями Совета энергорынка.
Независимые поставщики и их потребители узнают о своем почасовом графике потребления по окончании месяца от облэнерго (оператор систем распределения — ОСР) на основании среднего по области графика почасовой нагрузки.
Также не решены многие организационные проблемы, не приняты значимые регуляторные акты, не запущены и не оттестированы программные комплексы, не обучены и не информированы участники рынка. Все это делает запуск нового оптового рынка с 1 июля крайне опасным экспериментом.
Эти проблемы игнорируются либо перекладываются на государственные «Энергоатом» и «Укринтерэнерго» путем наложения специальных обязанностей по субсидированию населения, «зеленой» генерации и поставки электричества неплатежеспособным потребителям, превращая эти предприятия в заложников.
Стоимость этих обязательств оценивается 80-90 млрд грн. Это вся потенциальная прибыль «Энергоатома» при продаже им электроэнергии по 2 грн за кВт-час.
Потребители и независимые поставщики столкнутся с непрогнозируемым ростом цен, сложными процедурами и зависимостью от естественных монополистов по передаче («Укрэнерго») и распределению электроэнергии (облэнерго). Единственным бенефициаром нового рынка будет ДТЭК Рината Ахметова.
Во-первых, он способен продать по прямым договорам безо всяких бирж и аукционов всю свою выработку, около 35 млрд кВт-час, потребителям, которыми он либо владеет, либо контролирует распределение им электроэнергии — Одессаоблэнерго и Киевоблэнерго приобретены очень вовремя.
Во-вторых, цены для этих потребителей будут «конкурентными» по сравнению с нагруженным специальными обязательствами «Энергоатомом» и одновременно будут обеспечивать сверхдоходность шахт уже без всякого «Роттердама+».
Как станут решаться остальные проблемы — им уже будет неинтересно. Создается идеальная, полностью независимая от государства бизнес-модель.
Несмотря на тревогу участников рынка и экспертов, чиновники Минэнерго и НКРЭКУ рапортуют о полной готовности к переходу к новой модели рынка с 1 июля 2019 года. Безмолвствуют Кабмин и народные депутаты, несмотря на то, что угроза неконтролируемого роста цен и кризиса неплатежей крайне высока.
В это же время представители европейских институтов «выражают озабоченность торможением запуска нового рынка». Очевидно, им некому объяснить, что Украина — это еще не ЕС, и не стоит впрягать телегу впереди лошади.