ВМЕСТО ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ. ПОЧЕМУ ИНТЕГРАЦИЮ В НАТО НУЖНО НАЧИНАТЬ С ВОЕННЫХ ЗАКУПОК - DOSSIER

ВМЕСТО ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ. ПОЧЕМУ ИНТЕГРАЦИЮ В НАТО НУЖНО НАЧИНАТЬ С ВОЕННЫХ ЗАКУПОК

После аннексии Крыма и начала войны на Донбассе в 2014 г. Украина полностью приостановила сотрудничество с Россией в военно-технической сфере

Как с нашей, так и со стороны россиян стартовали программы импортозамещения, так как еще с советских времен оставалась очень плотная кооперация между предприятиями. Причем Россия настолько же сильно зависела от Украины, как и мы от них.

Шесть лет — довольно продолжительный срок, чтобы попытаться оценить результаты такой работы. Причем по понятной причине нас интересует прежде всего наш военпром. А тут не все так просто.

Очень остро стояла (и стоит) проблема российских запчастей и агрегатов в авиастроении. Тут, с одной стороны, некоторые позиции нам удалось импортозаместить. Так, на Ан-26 уже сегодня устанавливают, как пневматики китайского производства, так и индийские аккумуляторы, налажен также ремонт радиолокационных станций МиГ-29 и Су-27 китайскими комплектующими.

С другой стороны, масштабное производство того же среднего военно-транспортного самолета Ан-178 без российских элементов пока пробуксовывает. Хотя уже заключен контракт на поставку одного самолета в Перу, ведутся переговоры с Турцией, но это совершенно не показатель, так как, судя по тому же танковому контракту на поставку «Оплотов» в Таиланд, использование российских комплектующих в экспортных контрактах вполне себе допускается производителем. Вот как только этот военно-транспортный самолет будет принят на вооружение Воздушных Сил Украины, только тогда можно будет говорить о полном импортозамещении (и то — с большой натяжкой).

Ведь до сих пор при проведении среднего, не говоря уже о капитальном, ремонте даже машин производства и разработки «Антонова» достаточно велика зависимость от российских авиаприборов.

Что касается авиации, то тут такое явление вполне объяснимо — тут действуют достаточно жесткие правила безопасности полетов и замена любого агрегата или прибора влечет за собой повторную полную (!) сертификацию самолета. А это не просто время, но и огромные деньги.

Читайте также на DOSSIER:  Загороднюк: уже в октябре Украина может рассчитывать на повышение статуса в НАТО

Что касается второй ведущей отрасли нашей военной промышленности — производство и ремонта бронетанковой техники, то и тут несмотря на титанические усилия все крайне непросто и без российских запчастей качественно делать ремонт и модернизацию все-таки довольно таки сложно. И свидетельство этого — буквально недавний конкурс Шепетовского ремонтного завода на приобретение шести дизельных двигателей ЯМЗ-238Н российского производства. Как указывается их планируют использовать для ремонта 122-мм самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика», причем указывается, что альтернативы им нет.

Стоит напомнить, что ныне этот советский образец САУ является основным калибром бригадных артиллерийских групп и «Гвоздик» как бы не больше всего на вооружении ВСУ, мало того, их даже докупали в ходе войны в Восточной Европе.

И ранее были сообщения о том, что в ходе ремонта ставятся двигатели российского производства, ввезенные по серым схемам из Беларуси (иногда фигурировала Молдова), однако впервые об этом заявлено на официальном уровне завода.

И это при том, что еще как минимум с 2015 г. существует вариант модернизации от Харьковского тракторного завода. И основное изменение, которое планировали реализовать, это замена двигателя ЯМЗ на один из европейских образцов (предварительно назывался дизельный Volvo). В начале 2016 г. из наличного состава Министерство обороны Украины даже отправило в Харьков три «Гвоздики» для проведения опытных работ.

Однако по всей видимости, результаты такого эксперимента не удовлетворили военных. По крайней мере, другого объяснения продолжению закупок российских двигателей нет.
Не все просто и с автомобильными двигателями. Хотя два основных производителя грузовиков — «Богдан-Моторс» и КрАЗ заявляют, что уже перешли на китайские двигатели взамен российских однако время от время возникают медийные скандалы. То журналисты высказывают предположение, что на КрАЗ-6322, на базе которого собрана первый опытный образец отечественной 155-мм колесной САУ, с российским двигателем.

Читайте также на DOSSIER:  "Бароны" в законе: как в Украине власть помогает собирателям земель

Серьезным образом изменить ситуацию сможет только доступ к системе закупок НАТО. Напомним, что Украина с 2014 г. пытается попасть в эту систему и только совсем недавно появились какие-то положительные сдвиги. Так, министр обороны Андрей Загороднюк в СМИ заявил, что наше Министерство обороны впервые осуществило закупки в рамках этой системы. Озвучены были и конкретные моменты — это запчасти для ремонта пулеметов КПВТ, гусеницы для бронетанковой техники и лицензия на использование программного обеспечения.

Что касается траков, то по всей видимости речь идет о танковых образцах, так как, если судить по информации от «Укроборонпрома» от весны прошлого года, то гусеницы для БМП из «специальных сталей украинского производства» мы серийно производим. И получается, что или нас кто-то вводит в заблуждение или производство гусениц так не запустили полноценно. Ведь о нехватке танковых гусениц за все время войны никакой информации не было — ни официальной, ни неофициальной. И это связано с тем, что на 2014 г. танков на хранении в Украине было более чем достаточно.

В любом случае доступ к внутреннему рынку военных закупок НАТО — это явное достижение для нашего военно-промышленного комплекса. И думается это поможет в какой-то мере избавиться, хотя бы частично, от зависимости наших производителей и ремонтников от российских производителей.

Pin It on Pinterest