В Украине десятки миллионов на президентскую кампанию не гарантируют победу – политтехнолог

FavoriteLoadingзакладки →

Денис рассказал о важных составляющих предвыборной кампании

Политтехнолог, эксперт в сфере стратегических коммуникаций, специалист по антикризисным кампаниям ДЕНИС БОГУШ рассказал «Апострофу», какие теми будут популярны у кандидатов в президенты, а какие они будут обходить стороной, а также раскрыл, сколько сегодня стоит стать президентом Украины.

Первую часть интервью читайте тут: Удручающее начало предвыборной кампании: люди выбирают телевизор вместо холодильника

— Недавно появился новый опрос, проведенный фондом «Демократические инициативы» и центром Разумкова касательно Крыма: 42,3% граждан Украины считают, что оккупированный Россией Крым возможно вернуть в состав Украины. И примерно столько же людей считают, что возвращение Крыма также возможно, но в длительной перспективе. Будут ли кандидаты в президенты снова использовать этот месседж — возвращение Крыма, восстановление мира на Донбассе, ведь эта тема, как мы видим, поутихла?

— Она поутихла по одной простой причине: потому что ни один кандидат в президенты не может обещать это сделать. Никто не знает, и даже у лучших аналитиков в стране нет сценариев, как это сделать. Потому что, по большей степени, это зависит от действий России. Она же не останавливается: РФ аннексировала Крым, зашла на Донбасс, ее там откинули чуть-чуть с Донбасса, но она же продолжает дестабилизировать ситуацию в Украине. Получается совершенно наоборот: мы отодвинули Россию в религиозном вопросе, мы украинизировали информационное пространство Украины, запретили русские каналы. Мы много сделали правильных и полезных вещей на этой территории, народ уже сплоченный, он не разделен уже на Восток и Запад.

Тема мира, думаю, будет продолжаться, у всех бело-синих — это остается основной темой. Но никто же не понимает, что такое мир: отдать Донбасс и Крым или пойти на компромисс? Если так, то это одна история. Если мир — это «после того как мы вернем территории, будет мир» — тогда другое дело. Тема мира – это очень русская тема, потому что она направлена на то, чтобы мы не поднимали вопросы ни Донбасса, ни Крыма, чтобы мы согласились и сказали: «Вот, мы хотим мир. Вот только, чтобы не было войны. Мы будем сидеть здесь, чтобы не было войны, пусть все так и остается». Эта же тема есть и у Тимошенко, она тоже на бордах пишет «Стратегия мира», и у Оппозиционного блока. И там даже есть голубь из бумаги — оригами, это же их символ, они эту тему и будут эксплуатировать.

Думаю, что часть Востока Украины начинает прозревать, что мир — это компромисс, какой-то странный ответ на все, что происходит. Должна быть реальная стратегия, мы должны знать, что и как отстаивать. Например, предложили, чтобы миротворцы из разных стран зашли на оккупированную часть Донбасса. Этой идеи не было полтора года назад, а тут раз — и есть. Русские говорят: «Нет, мы только по линии соприкосновения». О! Уже у нас есть какая-то логика. То есть мы понимаем, что, если там будут миротворцы, то они заметят, что там есть русские, и невозможно будет ничего скрыть. Русские на это не пойдут, но на международной арене уже понимают: «О! У них есть логика!».

По Крыму у нас вообще нет никакой логики, поэтому никто и не знает, что делать. Например, Ляшко тоже вначале говорил, что он там все освободит. Но как? По Донбассу хотя бы есть логика более-менее понятная, а по Крыму ничего непонятно, и поэтому никто не берется в такое играть. Даже крымчане, которые сейчас живут здесь, тоже ничего не говорят. У нас есть Новинский — избран от Севастополя, есть еще куча депутатов из Крыма, и они тоже молчат. И ни один кандидат в президенты, я думаю, не решится на эту историю. Или, если решится, то это должна быть очень серьезная аналитическая проработка: шаг 1, шаг 2, шаг 3.

— Сколько сегодня стоит стать президентом Украины? Сколько нужно потратить на избирательную кампанию? К примеру, по оценкам экспертов из Комитета избирателей Украины, для победы на президентских выборах придется выложить от 80 до 100 миллионов долларов.

— Это круто очень – 80 или 100 миллионов долларов! Это очень сложная история. Потому что есть часть теневая, которую мало кто понимает, понимают только внутри штаба, а есть открытая часть, которая состоит из взноса в ЦВК — 2,5 миллиона гривен, и от наполнения конкретного штаба. Это прозрачная история: из штабов даются деньги на рекламу на телевидении, на наружную рекламу и на все то, где появляется кандидат. Вот это все должно оплачиваться из избирательного штаба, и это очень прозрачная цифра.

Непрозрачные цифры возникают при оплате членов избирательных комиссий, на подкупе. Например, если вспомнить последние выборы в Верховную Раду в Чернигове — кандидаты были Корбан и . Корбан просто раздавал на улице огромные продуктовые наборы, а Березенко — деньги в конвертах. И победили деньги. Хотя, я думаю, что многие брали и то, и другое. Поэтому, если учесть подкуп, в выборы вкладывается огромное количество денег. Просто сделать подкуп в конвертах на уровне страны — это чрезвычайно сложно. Это больше возможно на мажоритарных выборах. Плюс депутаты от БПП или от БЮТа, например, стараются поднимать свой рейтинг «добрыми делами»: какую-то площадку детскую сделать, скамеечку поставить, поменять почтовые ящики, поздравить с праздником каким-то. На это тоже есть бюджет. К тому же деньги нужны на оплату работы штабов, агитаторов и так далее. Если представить всю страну — это огромная армия людей. И поэтому на финансирование избирательной кампании нужно было всегда в районе 20-40 миллионов долларов, но сейчас, если будут вбрасываться данные типа 80-100 миллионов, то это какие-то совершенно бешеные деньги, которые можно людям просто раздать в виде подкупа, и они проголосуют. И, к сожалению, в этой стране это работает.

— То есть, чтобы претендовать на пост президента нужно около 20-40 миллионов долларов?

— Может быть, и 60 миллионов, смотря, как считать. Если будут вкладываться по 80-100 — это совершенно бешеные деньги для этой страны.

— Такие деньги — это гарантия победы?

— Нет, конечно. Это вообще не гарантия победы. У нас есть пример — Сергей Думчев. Его траты, насколько я знаю, в районе 10-12 миллионов долларов на Киев, и он даже не вошел во второй тур. Он разместил около полторы тысячи бордов по Киеву — реклама»Голосуй вдумчиво!» Обычно политической силе хватает полторы тысячи бордов на всю страну. А тут полторы тысяч бордов — на Киев, и вообще никакого результата. Поэтому, для Киева это тоже бешеные деньги, 10-12 миллионов долларов за кампанию — это очень большие деньги, но они были совершенно глупо потрачены, сворованы. И еще, человек, который пошел на выборы, я имею в виду самого Думчева, он же хотел быть уважаемым человеком, чтобы о нем говорили: «О! Вот, он был кандидатом в мэры!» А в итоге он потратил огромные деньги фактически безрезультатно, и теперь о нем думают, что он лох.

То, что будет вложена огромная сумма, не значит, что это принесет победу, вообще не значит. Очень важна стратегия, и таких людей, которые умеют думать с точки зрения страны, очень немного, очень немного понимающих людей. Когда проводят социологические исследования, то смотрят, на какие действия люди реагируют — рейтинг то повышается, то понижается, и ты примерно видишь, как думает страна. На мажоритарных выборах ты должен понимать, как думает вот этот регион, или округ, и ты что-то делаешь, а рейтинг где-то или повышается, или понижается, или стоит, никак не двигается — нужно делать какие-то выводы. Тут нужно думать целой страной, это очень непросто, и у очень небольшого количества людей есть опыт и понимание, как это делается.