«В Украине 100% граждан будут иметь медстраховку»: интервью с Павлом Ковтонюком

Павел Ковтонюкий
FavoriteLoadingзакладки →

Заместитель министра здравоохранения в интервью сайту «Сегодня» рассказал о результатах первого этапа реформы медицины и планах на 2019 год

Сайт «Сегодня» публикует продолжение интервью с заместителем министра охраны здоровья Павлом ом. В первой части замминистра рассказал, что у Минздрава получилось в  2018-м, а что нет, как ведомство собирается ввести бесплатные роды и диагностику, зачем для работы врачом нужна будет лицензия, и т.д.

Во второй части нашей беседы читайте о том, будет ли в Украине обязательное медицинское страхование? Приедет ли «скорая», если у ребенка высокая температура? Что ждет медреформу после выборов?

«В Украине на температуру 38,5 у ребенка едет экстренная помощь. Если будет вызов на ДТП, то эта машина уже занята «

— Давайте побеседуем о реформе вторички. В этом году должен запускаться пилотный проект в Полтавской области. Расскажите, как это будет. Как будет взаимодействовать первичный уровень с вторичным, пациент с врачом, как будут формироваться тарифы?

— Лучше я вам расскажу, как это будет работать в стране через год. Модель финансирования амбулаторной и госпитальной медицинской помощи будет похожа на принципы, которые мы внедрили на первичном звене. Нужно будет основание, чтобы человек оказался в стационаре. Таких оснований два. Первое – это направление, второе – экстренный случай, который система скорой помощи обслуживает и привозит человека в стационар. В стационарах будет оплачиваться пролеченный случай, а не каждое движение врача, медсестры, или количество дней, которое пациент провел в больнице. Если пациент выписался, то это считается закрытым случаем.

Также напрямую будут заключаться договоры между Национальной службой здоровья и медицинским учреждением. И для каждого заведения будет определяться, какие услуги оно может и должно предоставлять в рамках работы с НСЗУ. Почему я отдельно об этом заговорил? Ведь не все услуги, которые предоставляются в больницах, нужны населению, которое в них обслуживается. Часто люди получают в стационаре услуги, которые можно получить у семейного врача. Некоторые больницы имеют отделения, которые стоят пустые. Например, есть такая практика, особенно в райцентрах, когда депутат очень хочет показать своим избирателям, что он заботится о своей больнице. Он покупает дорогостоящее оборудование, но на этой территории реально нет людей, которым это оборудование нужно. А себестоимость услуги на этом оборудовании будет так высока, что НСЗУ никогда не согласится ее оплачивать.

Относительно Полтавской области: в этом году там будет происходить отработка этой модели в 56 больницах. Но отрабатываться будут преимущественно технические отношения между НСЗУ и учреждениями. Как заключать договор, как начислять бюджет по услугам, а не просто по линиям финансирования, как отчитываться и тому подобное. Больница – это большая и сложная организация, поэтому могут быть зоны риска для каждого из этих процессов, которые мы сейчас не видим. Также мы увидим, как будет перераспределяться бюджет на медучреждения в пределах области, когда деньги пойдут за пациентом. Они могут перераспределиться довольно серьезно и «пойти» не так, как раньше, когда не пациенты, а чиновники решали, какую больницу насколько финансировать. Проект в Полтавской области призван показать, как отреагирует область на новую модель, и определить, где есть зоны риска, чтобы их предвидеть и избежать в 2020 году.

DOSSIER →   Президент подписал мобилизационный законопроект

— В 2019 году будет запускаться реформа «скорой», которая разделит помощь на экстренную и неотложную. Как она будет работать, на какие вызовы реагировать? Можно ли будет вызывать «скорую» ребенку, если у него температура? Как это будет определяться на расстоянии, как диспетчер будет реагировать на такой вызов?

— Экстренная неотложная помощь – это высокотехнологичная помощь, где есть реанимобиль, который оборудован реанимационным оборудованием, бригада высокопрофессиональных людей, и она предназначена для того, чтобы работать в случаях, когда есть прямая угроза жизни: крупное ДТП, инсульт у человека. Если в этих случаях немедленно не оказать человеку реанимационные услуги – он погибнет.

Неэкстренная неотложная помощь – это когда человеку надо помочь быстро, но угрозы жизни нет. В западных странах неэкстренная неотложная помощь оказывается различными способами. Есть страны, где она полностью возложена на пациента – он сам должен добраться до больницы, например, в США. Но там у большинства людей есть автомобили. Если говорить о европейских странах, то там есть специальные службы помощи, но это все фактически сервис по перевозке пациентов в больницу. В Украине нет такого разграничения: на температуру 38,5 у ребенка едет экстренная помощь. Это означает, что если будет вызов на ДТП, то эта машина уже занята. А 38,5 – это сбить температуру и утром прийти к врачу, это мог бы и семейный врач подсказать. В крайнем случае, семейный врач может приехать домой или рассказать родителям, что делать. Я надеюсь, что такая практика станет распространенной, ведь все больше людей выбирают своих семейных врачей.

Но до распределения вызовов мы дойдем в последнюю очередь. Сначала мы сделаем качественные диспетчерские службы. От них зависит гораздо больше, чем от машины и оборудования. Ведь какие бы классные машины у нас ни были, если она поздно приедет, это человеку не поможет. Нужно построить логистику. Поэтому со следующего года областям, которые уже построили диспетчерские службы, приобретут специальный софт, который улучшит качество диспетчеризации. Это даст более скорое прибытие помощи. Затем мы начнем обучать специалистов, работающих в экстренной помощи. Медики будут финансово мотивированы обучаться – им будут доплачивать за повышение квалификации. Также в наших планах закупить новые автомобили. Когда мы это сделаем, тогда реорганизуем систему вызовов. Поэтому с января никаких кардинальных изменений для пациента не будет, мы только начнем усиливать службу «скорой».

«100% граждан будут иметь страховку»

— Планируется  ли переход на обязательное медицинское страхование? Например, в Турции 95% граждан имеют страховой полис, иногда даже два – и частный, и государственный.

DOSSIER →   Агроэкспортерам нужно диверсифицировать рынки сбыта, не дожидаясь ограничений ЕС - Минагрополитики

— В Украине 100% граждан будут иметь страховку. И часть граждан будут иметь и государственную, и частную. В Украине внедряется не такая модель, как в Турции, у нас внедряется модель британского типа. Чтобы сравнить, вы можете ознакомиться с опытом таких стран, как Великобритания, Испания, ия или Канада. В этих странах логика одинакова: есть покрытие на пакет услуг от государства – это можно называть государственным страхованием, или можно не называть, но сути это не меняет. Дополнительно человек может застраховаться в частной страховой.

В Украине такая модель заработает, когда мы за три года полностью запустим новую модель финансирования. У нас возникнет ситуация, когда у каждого человека есть покрытие на первичную, вторичную, стационарную, экстренную помощь от государства. Это такой страховой пакет, который обеспечивает Национальная служба здоровья. И есть возможность, если человек хочет более быстрого или лучшего сервиса, купить себе частную страховку.

То, что люди часто называют медицинским страхованием, когда работодатель вносит взнос или высчитывает процент из зарплаты в специальный фонд – этого в Украине не будет. Это решение было принято при разработке медицинской реформы по очень простой причине: сегодня нагрузка на фонд оплаты труда в Украине очень высока и большая часть работодателей работают в тени. Это уже приводит к дефициту сбора пенсионного страхования. Мы решили не создавать еще и медицинский фонд, в который тоже будут недовносить. Поэтому мы приняли британскую модель, где средства собираются из общих налогов, таких как НДС, акцизы, которые люди платят, что-то покупая. Это обеспечивает каждому гражданину покрытие – ему не нужно покупать полис, потому что у него есть паспорт гражданина или документ о постоянном проживании. Согласно этому документу он находится в системе Национальной службы здоровья, заключая декларацию с врачом. Все те услуги, которые входят в гарантированный пакет от НСЗУ, – человеку гарантированы.

— Но в такой системе есть риски. Парламент ежегодно будет принимать бюджет на здравоохранение. В один год что-то может покрываться, а уже в следующем средств будет меньше. Будут идти постоянные политические споры. И этого можно было бы избежать, как, например, сделали в Польше – не увеличивая налоговую нагрузку, по налогу на доходы приняли фиксированный процент, который направлялся на медицину.

— В каждой системе есть свои плюсы и минусы. В системе, которая работает в Польше или Турции, плюсом является то, что средства гарантированно поступают в Фонд. И можно считать, что на эти деньги никто не посягнет. При этом я не согласен, что это не увеличит налоговую нагрузку. В Польше она серьезно увеличилась, если я не ошибаюсь – около 13%. Поэтому на практике я себе не представляю, как увеличить налог в Украине.

«Любой политической силе будет выгоднее довести реформу до конца»

— Но все равно бюджет на здравоохранение формируется из общих налогов, почему бы не взять их фиксированную долю?

DOSSIER →   ОМБУДСМЕН ПРОКОММЕНТИРОВАЛ ПРИНЯТЫЙ ЗАКОН О МОБИЛИЗАЦИИ

— Технически отчислять средства автоматически можно только по единому социальному взносу. Это связано с особенностью его сбора: можно четко зафиксировать момент его внесения, а затем он распределяется в различные фонды. Если говорить об общих налогах, то нельзя часть резервировать от акциза или НДС. Если мы покупаем мобильный телефон, то 20% его стоимости мы платим в виде НДС. Технически невозможно удержать из этих 20% что-то на медицину. Это делается позже, когда средства уже в бюджете.

По поводу риска, что правительство и парламент принимают политическое решение, он существует, но он теоретический. Я не знаю ни одного примера стран, когда правительство или парламент сознательно и своим решением уменьшили процент на медицину. Есть обратной опыт – как только страна переходит на оплату услуг, правительство и парламент знают: тот бюджет, который мы выделим, обеспечит людям конкретный пакет услуг. Мне кажется, эта модель наоборот будет подталкивать политические силы к увеличению расходов на медицину.

— В следующем году выборы. От некоторых кандидатов звучат довольно тревожные для реформы высказывания. На момент выборов реформа будет все еще на начальной стадии. У вас есть какие-то предохранители, которые позволят реформе продолжаться?

— Самый главный предохранитель – это проникновение изменений в жизни людей. Если те, для кого мы эти реформы проводим, почувствуют результаты и они им понравятся, отменить реформу ни один политик не осмелится. Ни один политик не скажет семейным врачам, что им урежут зарплаты. Так же и с выбором врача. Те достижения, которые уже есть на уровне первичной помощи, я думаю, находятся в безопасности, так как их оценили. То же самое будет и со специализированной помощью – надеюсь, результаты мы увидим еще до выборов. Риском является то, что при желании можно «не пустить» реформу в стационары. Но мне кажется, что уже будет настолько хороший опыт модели, которая действует одинаково и в первичной помощи, и в диагностике, что не распространять его на стационарную помощь будет невыгодно. Любой политической силе будет выгоднее довести реформу до конца. Ни у кого пока нет альтернативной программы, и не будет, ибо любой альтернативный план приведет к этому. Это единственная дорога, по которой шли все страны.