В. Суслов: «Приватизация объектов энергетики будет иметь тяжелейшие последствия для населения»

FavoriteLoadingзакладки →

Согласно данным Министерства экономического развития и торговли, доля госсектора в экономике Украины в 2016 году составила 11,1%, а в I квартале 2017 года – 16,3%. Чистая прибыль украинских государственных компаний 2016 году составила 39,6 млрд грн, а совокупная стоимость государственных активов — 1,6 трлн грн. При этом министр финансов Украины Александр сообщил, что проект государственного бюджета Украины на 2018 год предусматривает поступление 22 млрд гривен от приватизации. ГолосUA обратился к экс-министру экономики Украины Виктору у, чтобы узнать, с чем связан рост доли государства в экономике в условиях регулярно обновляемой программы приватизации, о перспективах государственных предприятиях и последствий распродажи государственной собственности.

— Виктор Иванович, вследствие чего произошел рост государственной доли в экономике за последний год? Действительно ли были открыты какие-то новые предприятия?

— Новые государственные предприятия если и появляются, то не в большом количестве. Но если смотреть на общую динамику, то, конечно, более вероятно, что с рынка уходят коммерческие предприятия. Их количество сокращается, и, естественно, доля госпредприятий поэтому увеличивается. Возможно и такое, что государственные предприятия, если и не создаются новые, то в порядке демонополизации, разукрупнения, могут дробиться на более мелкие. Хотя, я думаю, что основная причина, — конечно, закрытие коммерческих предприятий. Здесь стоит посмотреть на состояние рынков с точки зрения их монополизации, потому что важно сохранить определенное количество предприятий в каждой отрасли, в каждой сфере, для того, чтобы там была конкурентная среда, потому что объективно идет процесс укрупнения предприятий, когда происходит их объединение, рост, повышается доля на рынке крупных предприятий. Это тоже покажет вам изменение пропорции.

— Но и прибыль государственных предприятий показывает рост: в прошлом году показатель достиг почти 40 млрд грн…

— Прибыль возросла, но они (Министерство экономического развития и торговли Украины – ред.) не указывают, что большая часть прибыли – за счет «Нафтогаза». Это все следствие повышения тарифов на газ, на коммунальные услуги. Это и привело к серьезному росту прибыльности, рентабельности коммунальных предприятий и некоторых государственных предприятий, вроде «Нафтогаза». Это, естественно, потому что, если население платит больше, то чьи-то прибыли растут, конечно же.

DOSSIER →   Второй этап земельной реформы: сохранят ли украинцы землю от иностранных посягательств

— Будет ли, по-вашему, увеличиваться доля госсобственности?

— Тема приватизации государственных предприятий остается в повестке дня. Украина пока свои обязательства перед Международным валютным фондом по приватизации этих предприятий не выполняет. Кстати недавно министр финансов [Александр Данилюк] в своем интервью обещал, что правительство ускорит этот процесс в следующем году, и поэтому они в проект закона о госбюджете на следующий год, который подадут на днях в Верховную Раду, уже запланировали поступления в госбюджет в объеме 22 млрд грн.

— Что будут приватизировать?

— Давно объявлена приватизация морских портов. Также продажи ждут Одесский припортовый завод и харьковский «Турбоатома» и ряд других предприятий. Кроме того, «Нафтогаз» находится на пороге реорганизации. По крайней мере из его состава нужно будет выделить предприятия, занятые транзитом и добычей газа. Поэтому впереди большие, достаточно серьезные решения по приватизации. Ну, таковы уже обязательства Украины – их надо выполнять. Не говоря уже о приватизации земли – то, что мы, очевидно, будем иметь с 1 января 2018 года.

— Правительство и даже МВФ, вроде бы, отказались от непопулярной земельной реформы?..

— Да, пока объявили, что закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения приниматься не будет, а 1 января 2018 года истечет срок моратория и, соответственно, после этого откроются правовые возможности приватизации земель, в том числе и государственных и, конечно, очевидно, этот процесс пойдет. Здесь очень серьезная тема, и надо было бы Верховной Раде не ждать, пока мораторий умрет сам 1 января, а урегулировать этот вопрос законодательно и определиться, провести широкое обсуждение, чего же мы хотим, готовы ли мы продавать эти земли. А тут какая-то тишина. Насколько я понимаю, все ожидают, когда окончится мораторий, а что будет после него, сложно сказать — тем более, что многие вопросы приватизации этих земель законодательно так и не урегулированы. Но мне кажется, что будут происходить события, которые будут иметь долговременные негативные последствия для украинской экономики и для состояния украинского общества.

DOSSIER →   ТРЦ Ocean Plaza в Киеве выставят на приватизацию за 1,65 млрд грн

— Какие предприятия должны оставаться в государственной собственности?

— Я считал и считаю, что все государственные предприятия, которые в силу тех или иных причин занимают монопольное положение на рынке, должны оставаться в государственной собственности, чтобы государство могло регулировать их цены и тарифы. Поэтому я считаю, что одна из величайших ошибок, которая была допущена властью, — это приватизация коммунальных предприятий, энергетической структуры, транспортной структуры. Конечно, нужно сохранить в государственной собственности ту же самую железную дорогу, например. Все, что касается инфраструктуры, энергетики, — все это должно находиться в государственной собственности – не только атомные электростанции, но и тепловые. Но они уже приватизированы. Там осталось всего несколько крупных объектов тепловой энергетики, которые тоже планируют приватизировать – типа «Центрэнерго», и тогда вся тепловая энергетика будет приватизирована, потом встанет вопрос, наверное, о приватизации атомной энергетики. Я также против приватизации морских портов, потому что приватизировать их легко, но они способны и многие из них дают очень высокие доходы государству. После того, как Украина лишиться государственных портов, государство станет намного более зависимым от частного капитала, возможно, от иностранного капитала. А это все вопросы, помимо всего прочего, и национальной безопасности.

— Популярно мнение о том, что государство как собственник часто оказывается неэффективным в управлении крупными предприятиями – они показывают сплошные убытки, тогда как частный собственник стремится к максимальной прибыли и, по крайней мере, платит налоги…

— Ну, а в итоге, поскольку все эти предприятия занимают монопольное положение, они будут сильно давить на власть с тем, чтобы повышать тарифы, и граждане окажутся в тяжелейшем положении. Многие уже оказались, ведь явно повышение тарифов на коммунальные услуги и электроэнергию не оправдано. Но наш капитал стремится к монопольному положению. Для него очень интересно приобрести предприятия, которые могут диктовать цены, которые занимают монопольное положение, и от услуг которых нельзя отказаться – как нельзя отказаться от услуг покупки электроэнергии, от пользования канализацией или водопроводом. Поэтому слабость власти в том и состоит, что она уступает и идет на приватизацию этих объектов. Все это будет иметь тяжелейшие последствия для населения. Поэтому те процессы приватизации, которые идут, они очень противоречивы и неоднозначны – точно так же, как и вопрос продажи и приватизации земель сельскохозяйственного назначения и возможных последствий, если эти земли перейдут в руки иностранных собственников.

DOSSIER →   Второй этап земельной реформы: сохранят ли украинцы землю от иностранных посягательств

 

Источник: ru.golos.ua