«Усугубление конфликта»: эксперты оценили «отделение» ГТС от «Укртрансгаза»

FavoriteLoadingзакладки →

Новая структура может не пройти сертификацию, отмечают аналитики

Государственная компания «Укртрансгаз», «дочка» «Нафтогаза Украины», передала функцию технической эксплуатации газотранспортной системы (ГТС) Украинысвоей дочерней компании — «Оператору ГТС Украины». Таким образом, «Нафтогаз» продолжает осуществлять анбандлинг по своей модели, вопреки воле правительства. Такую оценку действиям «Нафтогаза» дали опрошенные сайтом «Сегодня» эксперты.

Так, директор энергетических программ Центра а Владимир Омельченко, напомнил о созданной в целях анбандлинга и в сопровождении европейского консалтинга компании «Магистральные газопроводы Украины» (МГУ).

«Магистральные газопроводы» как раз создавалась для этой цели – чтобы этот отдельный от «Нафтогаза» оператор управлял всеми газопроводами Украины, подписывал транзитные контракты… Но «Нафтогаз» не желает передавать ему свое имущество. [Вместо этого] «дочка» будет подчинена «Укртрансгазу», а «Укратрансгаз» – «Нафтогазу». В результате все процедуры не будут соответстовать Директиве ЕС», – сказал Омельченко.

С ним согласен и член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий . По его словам, поведение «Нафтогаза Украины» изменилось после президентских выборов в Украине.

«Нафогаз» под давлением начал было передачу активов МГУ, эту структуру тогда включили в «Нафтогаз», чтобы юридически можно было передать активы. И начали передачу по документам, – рассказывает. Но потом, когда власть поменялась, в структуре «Укртрансгаза» создали новую структуру и сказали, что им не нравится ownership (модель анбандлинга, предлагаемая Кабмином – Ред.)», – отметил Корольчук.

Как объясняют эксперты, такая позиция «Нафтогаза» может быть обусловлена тем, что компания боится потерять контроль над активами.

Омельченко.

Таким образом, конфликт между правительством и «Нафтогазом» будет усугубляться, прогнозирует Корольчук.

«Это усугубление конфликта. «Нафтогаз» даже через СНБО старалась повлиять [на Кабмин]», – считает эксперт.

Такой анбандлинг не устроит РФ и стоит полагать, что контракт на транзит газа не удастся заключить на европейских условиях, как того хочет Киев, полагают эксперты. Хотя палки в колеса «Нафтогазу» может вставить Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). Поскольку она тоже должна дать свое «добро».

«Сертификация – это установление тарифа НКРЭКУ [для Оператора], по нем будут транзитировать газ. Не факт, что эта структура пройдет сертификацию», – отмечает Корольчук.

Кроме того, многое в вопросе анбандлинга будет зависеть от позиции Европы, от тех стран, которые заинтересованы в транзите российского газа через территорию Украины, напоминают эксперты.