Украина против коррупции – 2:1

FavoriteLoading_Добавить публикацию в закладки

Удержится ли тенденция после выборов 2019 года?

Украина после Евромайдана сэкономила около $6 млрд благодаря борьбе с коррупцией. Об этом говорится в отчете Института экономических исследований и политических консультаций. Хотя глава Института Игорь овский признает, что эта оценка достаточно консервативна и настоящая сумма может быть существенно больше.

Украинцы должны гордиться тем, что они продемонстрировали свою способность бороться с коррупцией. Бураковский убежден, что настоящее испытание для политических сил на выборах 2019 года будет состоять в том, смогут ли они признать эти положительные изменения. Или, наоборот, используют популистскую риторику, критикуя все, что связанно с Петром Порошенко, лишь бы получить власть.

Реформам, осуществленным в Украине после 2014 года, можно дать задний ход

Авторы отчета неоднократно предупреждают, что реформам, осуществленным в Украине после 2014 года, можно дать задний ход. Это в основном будет зависеть от того, кого изберут на выборах в следующем году. Смогут ли эти политические силы укрепить и продолжить уже осуществленные реформы и изменения, чтобы к выборам 2024 года они стали необратимыми.

Газовый сектор — когда-то «дойную корову» для украинских президентов — реформировано. Нафтогаз больше не съедает 5% ВВП благодаря субсидиям. Вместо этого стал крупнейшим налогоплательщиком в государственный бюджет. Это стало возможным благодаря качественным изменениям в системе управления Нафтогаза, совершенствованию законодательной базы функционирования газового рынка в соответствии с принципами рыночного ценообразования, диверсификации источников импорта энергоносителей, а также уменьшению коррупционной ренты вследствие сокращения разницы между низкими коммунальными тарифами и высоким ценам на газ. Согласно отчету, это позволило сохранить $3 млрд потенциальных государственных потерь ежегодно.

Нафтогаз стал крупнейшим налогоплательщиком в государственный бюджет

Реструктуризация Нафогаза, согласно требованиям Третьего энергетического пакета ЕС, отделит от него трубопроводы и подземные газохранилища. Нафтогаз сохранит контроль над крупнейшей газодобывающей компанией Украины «Укргаздобыча». Популисты из «Батькивщины» и Радикальной партии критикуют многие из этих реформ газового сектора. В том числе намерения передать во внешнее управление (не путать с приватизацией) трубопроводы, которыми сейчас управляет компания «Магистральные газопроводы Украины». Хотя передача газопроводов в внешнее управление позволит привлечь иностранные инвестиции, увеличить прозрачность газового сектора и усилить конкуренцию на внутреннем рынке.

DOSSIER →   Экс-нардепа Демчака объявили в розыск по делу о злоупотреблении властью

Прогресс заметен и в сфере дерегуляции, направленной на устранение бюрократических преград для бизнеса благодаря упрощению регуляторных процедур. Рейтинг Украины согласно Индексу легкости ведения бизнеса Всемирного банка улучшился с 112 места в 2012 году до 76 места в 2018-м. Это благодаря уменьшению количества необходимых лицензий, разрешений и упрощенном администрировании налогов. Из 112 пунктов правительственного плана мероприятий по дерегуляции 57 уже внедрили.

Рейтинг Украины согласно Индексу легкости ведения бизнеса Всемирного банка улучшился с 112 места в 2012 году до 76 места в 2018-м

Закрытие налоговых дыр стало возможным благодаря внедрению электронного администрирования налога на добавленную стоимость, автоматического возмещения НДС и системы мониторинга критериев оценки рисков. Был осуществлен ряд мер с целью прекращения деятельности конвертационных центров, которые использовали для отмывания средств. Министерство финансов ввело автоматический электронный реестр возмещения НДС, чтобы получить больший контроль за сферой, которая всегда была весьма уязвимой к коррупции.

До Евромайдана еще одним клондайком коррупции были публичные закупки. В декабре 2015 года парламент принял закон «О публичных закупках», который соответствовал стандартам ЕС, и обязал все центральные органы государственной власти и государственные предприятия осуществлять закупки на сумму более 50 тыс. грн через систему ProZorro.

Через ProZorro продали активы обанкротившихся банков. Эту систему используют для приватизации малого и среднего бизнеса. Благодаря ProZorro была увеличена прозрачность публичных закупок и закрыто большую коррупционную дыру, позволив Государственной аудиторской службе осуществлять эффективный мониторинг новой системы.

Благодаря ProZorro была увеличена прозрачность публичных закупок и закрыто большую коррупционную дыру

В мае 2016 года система ProZorro стала победителем на конкурсе World Procurement Award.

В 2014 году Государственное агентство по вопросам науки, инноваций и информатизации было преобразовано в Государственное агентство по вопросам электронного управления. В том же году запустили ый государственный веб-портал открытых данных, который по состоянию на январь 2018-го насчитывал 28 тыс. наборов данных от примерно 2 тыс. распорядителей информации.

DOSSIER →   "В Киеве захватили 1 га фасадной земли на Троещине", – член антикоррупционного совета при Минобороны Кривошея

В апреле 2015 года Верховная Рада внесла изменения в закон «О доступе к публичной информации», а в июле 2016-го приняла закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления прозрачности в сфере отношений собственности с целью предотвращения коррупции». Доступ к государственным расходам стал гораздо прозрачнее благодаря обязанности всех распорядителей государственных средств публиковать соответствующую информацию на Едином веб-портале публичных средств.

Украинское законодательство о бенефициарных владельцев опережает мировые стандарты прозрачности

Украина стала первой страной, присоединившейся к Глобальному реестру бенефициарных владельцев, обогнав многие европейский и североамериканских страны по уровню раскрытия информации о владельцах бизнеса и имущества. Украинское законодательство о бенефициарных владельцев опережает мировые стандарты прозрачности и является более прогрессивным, чем Директива ЕС по отмыванию средств, которая требует от стран-членов создать реестры конечных владельцев.

В ЕС, в отличие от Украины, доступ к такой информации может быть ограничено онлайн-регистрацией, уплатой административных сборов и необходимостью объяснять цель поиска этих данных. В США подобного закона даже не приняли: на рассмотрении Сената находится соответствующий законопроект S. 1454.

Украина опережает многие страны по уровню раскрытия информации о законопроектах (7-е место), публичные закупки (11-е место) и государственной статистике (38-е место).

С 2014 года Украина успешно внедрила реформы в двух сферах, касающихся борьбы с коррупцией:

1. Ликвидация источников масштабной коррупции.

2. Создание новых антикоррупционных институтов.

Следующая задач антикоррупционных усилий — обеспечение ответственности представителей украинских элит перед законом

Третья важная реформа — обеспечение ответственности представителей украинских элит перед законом (которой, как мы должны помнить, не было ни в царской России, ни в Советском Союзе) — должна стать следующей задачей антикоррупционных усилий. Будет ли она реализована, зависит от результатов президентских и парламентских выборов 2019 года, во время которых популисты угрожать разрушить достижения украинских реформ.

DOSSIER →   Минобороны выявило нарушения более чем на 10 млрд грн: что показал аудит

Выборы 2019 года ответят на два вопроса.

Во-первых, будет ли воплощено в жизнь третий аспект антикоррупционной реформы. Президент Украины, избранный в 2019 году, больше не сможет искать оправдания, почему в стране до сих пор нет уголовных процессов против представителей элит.

Президент Украины, избранный в 2019 году, больше не сможет искать оправдания, почему в стране до сих пор нет уголовных процессов против представителей элит

Во-вторых, пройдет ли Украины известный тест двукратной смены власти, предложенный американским ученым Сэмюэлем Хантингтоном. Если победу на следующих выборах получат сторонники демократических реформ и европейской интеграции, как это случилось в 2014 году, то до 2024-го Украина станет европейской демократической страной. В таком случае на выборах 2024 года ни внутренние популисты, ни внешние агрессоры не смогут остановить интеграцию Украины в Европу.

Тарас Кузьо, для Gazeta.ua