Удар по коррупции в госзакупках. Какие изменения принесет Украине новый закон

FavoriteLoading_Добавить публикацию в закладки

Документ будет бороться не только с нечестными участниками торгов

В Украине 19 апреля вступит в силу закон о публичных закупках (№1076, Рада приняла его 19 сентября 2019-го). О том, какие изменения будут ожидать нашу страну в этой сфере почти через месяц, UBR.ua более детально рассказал руководитель проекта Zakupki.ua Олег Вернигора.

Известно, что заказчики часто отклоняют предложения участников, если в них есть несущественные ошибки. Этот закон дает на их исправление 24 часа. С одной стороны, документ упрощает жизнь участникам торгов. Но часто ли случалось так, что заказчик специально отвергал то или иное предложение в коррупционных целях, используя такие ошибки в документации лишь как предлог?

С появлением возможности исправить ошибки на протяжении 24 часов участникам станет проще участвовать в закупках и конкурировать друг с другом, ведь заказчик не имеет права отклонять предложения потому, что есть контролирующие государственные органы, которые точно спросят с его за подобные действия. И неважно, были ошибки существенны или нет, сделанные в спешке или по невнимательности.

Но сейчас, как увидите, отношение к участникам в этом плане станет лояльнее.

Этот закон вводит такое понятие как «аномально низкая цена», которую поставщик должен будет для заключения договора обосновать. Эта стоимость будет даже подсвечиваться в системе торгов. Что имеется в виду? Неужели речь идет о закрытии еще одной коррупционной лазейки? Какой смысл участнику торгов заведомо опускать стоимость?

Имеется в виду, что ценовое предложение, которое на 30% меньше следующего или на 40% меньше среднего значения ценового предложения других участников, по итогам аукциона будет отображаться на площадке другим цветом.

Помимо этого, заказчику и всем участникам таковой закупки придет оповещение о появлении «аномально низкой цены» (АНЦ – ред.), после чего участник с АНЦ должен обосновать установленную им цену. Если он этого не сделает в течение дня, его предложение будет отклонено. Если он предоставит ненадлежащее обоснование, то заказчик также имеет право отклонить такое предложение.

DOSSIER →   "В Киеве захватили 1 га фасадной земли на Троещине", – член антикоррупционного совета при Минобороны Кривошея

Существует гипотетическая вероятность, что заказчик с умыслом может принять ненадлежащее обоснование, в таком случае, другие участники могут обжаловать решение заказчика в Антимонопольном комитете (АМКУ – ред.).

Причин заведомо снижать стоимость у участника раньше было предостаточно. Например, спровоцировать конкурента на «победу» в закупке с максимально невыгодными ему условиями или, наоборот, своим ценовым предложением выбить конкурентов с аукциона, а впоследствии отказаться от заключения договора и быть дисквалифицированным в пользу участника «партнера». В последнем случае страдает заказчик, который закупает товары, услуги или работы по завышенной стоимости.

Таким образом, отображение АНЦ в системе значительно облегчит мониторинг со стороны общественности такого рода закупок, а для участников станет дополнительным маркером.

Упомянутый закон предусматривает персональную ответственность должностных лиц за нарушение законодательства в сфере публичных закупок. Предусматривает даже штраф от 2-х до 10 тыс. необлагаемых минимумов (34-170 тыс грн). Каким образом чиновник должен «проштрафиться», чтобы получить минимальное и максимальное наказание?

В госзакупках существует такое понятие, как «тендерный комитет». В его составе – сотрудники компании-заказчика. Обычно это секретари, юристы, бухгалтера, может быть, завуч в школе или уборщик. Естественно, нести ответственность за нарушение закона они, скорее всего, не будут.

Новая редакция Закона предусматривает ликвидацию «тендерных комитетов» с 1 января 2022 года, а ответственным за проведение закупки будет «уполномоченное лицо» – лица, специально обученные организовывать и проводить тендеры, которых компании будут нанимать как отдельного сотрудника. Именно такие, как вы говорите «чиновники» – это не государственные деятели, но они будут наказаны штрафами за нарушения законодательства, размеры которых определяют уполномоченные органы.

Документ направлен на выведение из тени допороговых закупок (50-200 тыс. грн). До этого времени закупки на эти суммы проводить по конкурсной процедуре было необязательно, чем и пользовались некоторые заказчики-коррупционеры, чтобы присвоить бюджетные средства. Каким именно образом происходили подобные аферы?

DOSSIER →   Если СБУ не «поремонтировать», победы в войне может не быть

Много бюджетных средств с допороговых закупок не присвоишь, поэтому они не особо привлекательны для коррумпированных лиц. Здесь речь идет не о громком слове «коррупция», а относиться к нецелевому использованию бюджетных средств. Госучреждения должны более системно подходить к планированию закупок. Это и достигается благодаря новым «допорогам». Именно в целях борьбы с подобным использованием бюджета в законе введены процедура «упрощенная закупка», Prozorro.Market и обязательная публикация отчета о договоре закупки.

В документе речь идет о том, что теперь жалобы в АМКУ можно будет подавать через систему Prozorro. Каким образом это облегчит работу участникам торгов? Сократит ли это нововведение какую-либо коррупционную составляющую?

Это нововведение направлено на возможность подавать жалобы в АМКУ через Prozorro, чтобы существенно облегчить жизнь участников благодаря колоссальной экономии времени, ведь представителям компаний больше не придется собирать огромную папку бумаг, которую они отправят в АМКУ, а достаточно будет составить электронный документ и оплатить подачу жалобы для оформления регистрационной карты жалобы.

Естественно, это нововведение имеет отношение к сокращению коррупционной составляющей в госзакупках благодаря зависимости стоимости подачи жалобы от стоимости закупки, ведь при больших тендерах не получиться «троллить» честного участника, а при маленьких – честному участнику будет проще пожаловаться на нечестные действия заказчика в закупке, а если жалоба обоснована – участнику вернут деньги.

Закон также предусматривает так называемый Prozorro.Market. Онлайн-магазин для бюджетных учреждений, предполагающий введение электронных каталогов распространенных товаров. Что он будет собой представлять и каким образом будет действовать?

Prozorro.Market по принципу работы будет напоминать интернет-магазин. В нем поставщики публикуют свой товар в каталоге, а заказчики, сравнивая по конкретному товару, будут выбирать лучшие цены и условия. Огромный плюс для заказчиков и участников в том, что не нужно каждый раз тратить время на прием предложений, аукцион, подписание договоров на протяжении длительного времени.

DOSSIER →   Министр Сольский прокомментировал подозрение НАБУ

И, наконец, вопрос о не единожды оскандалившейся «Укрзализныце». В народе уже давно ходят анекдоты о коррупции в госкомпании, когда речь идет о тендерах: от туалетов и кондиционеров – до подстаканников и вышиванок. Каким образом закон сможет урезать в компании коррупцию относительно закупок? Ждать ли нам очередных курьезов?

Задача Prozorro в целом – сделать сферу госзакупок прозрачной, чтобы общественность могла контролировать факты превышения полномочий и неконкурентной борьбы. Задача этого закона – регламентировать правила игры на рынке. Неважно, какой вид коррупции: на отдельно взятом предприятии или в масштабах всей страны – она живет в голове человека и начинается с мелочей: кого-то «отблагодарить», что-то где-то сделать быстрее и тому подобное. Ни один закон не поможет искоренить коррупцию, это должно лежать в плоскости коллективного сознания. Он помогает определить степень тяжести ответственности за то или иное противоправное действие.