Три худших сценария местных выборов-2020

FavoriteLoadingзакладки →

Неопределенность с реформой децентрализации, территориально-административной и изменениями в Конституцию добавляет пикантности процессу подготовки

Сценарии по законодательству о местных выборах имеют невысокую перспективу выйти на оптимальный уровень ожиданий экспертно-общественной среды, но могут еще остаться в приемлемых пределах.

Проблема не только в том, что книга 4 (часть о местных выборах) не изменялась во время преодоления вето президента и об этом знали все фракции, договорившись вернуться к этому блоку «после праздников» в феврале, но парламент увяз в болоте поправок относительно рынка земли, но и в том, что окно возможностей для политических реформ очень-очень узкое после выборов. Ведь каждый игрок начинает стратегировать под следующие, только оправляясь от предыдущей победы, а в просчетах предшественников видит win-win стратегию, когда можно и использовать в свою пользу, и переложить ответственность — местами не без оснований — на них. Неопределенность с реформой децентрализации, территориально-административной и изменениями в Конституцию добавляет пикантности процессу подготовки к выборам. Хаос бывает управляемым и имитировано управляемым, но всегда остается хаосом.

Поэтому правовая определенность, стабильность законодательства за год до выборов как один из базовых стандартов нарушается в любом случае. И хотя никому не запрещается вносить изменения, которые улучшат процесс и процедуры, никому не позволено и вносить существенные изменения в избирательную систему, принцип формирования комиссий и территориальной организации выборов.

Хаос бывает управляемым и имитированно управляемым, но всегда остается хаосом

Худшие сценарии и новации, которые имеют определенную поддержку среди властных и оппозиционных, или надопозиционных парламентских групп:

1. Проведение местных выборов в октябре 2020 года по закону, который действовал до декабря 2019.

Эта идея не решает ни одной глобальной проблемы, ведь они лежат в плоскости реформы местного самоуправления и конституционных изменений, а не выборов как таковых. Трудно себе представить, как будет коммуницировать фракция «Слуги народа», потому что с другими понятно.

2. Требование к партиям, чтобы те регистрировали кандидатов в 2/3 областей, чтобы иметь право участия в выборах.

Интересная новация на фоне невероятно высокой денежного залога, которую нужно уменьшать в 5−10 раз, ведь партиям нужно будет зарезервировать более 50 миллионов гривен на залог, чтобы полноценно включиться в избирательный процесс, а это еще без агитации и сопутствующих предвыборных расходов. Все уже забыли, но норма о размере залога была внесена в Кодекс в июле и с голоса, что в свете «подрывного эффекта» этой темы выглядит как спланированная провокация, на которую сегодня уже ведутся парламентские партии.

3. Большая закрытость системы из-за введения 50% веса от избирательной квоты (нужно набрать до половины веса целого мандата в пределах округа) для продвижения по списку, и еще и увеличение количества общин, на которые будет распространяться пропорциональная система без самовыдвижения в интервале 10−50 тысяч избирателей. То есть эта призакрытая партийная система может быть распространена с 24 облсоветов и 32 крупных городов с более 90 000 избирателей на значительно большее количество общин.

Выход есть. Не сеять панику, а принять в апреле изменения в Кодекс, которые учтут все текущие технические проблемы и исключат откровенно провокационные нормы. По второму заходу в июле принять изменения, которые будут учитывать последствия территориально-административной реформы и децентрализации, но на том этапе уже не трогать избирательную систему и процедуры, которые не касаются территориально-административных новаций.