Транзит газа через Украину: «похороны» ГТС оценили в 12 миллиардов долларов

FavoriteLoadingзакладки →

Семнадцатого июля в Берлине прошли трехсторонние «газовые » переговоры с участием представителей Еврокомиссии, Киева и Москвы. Предметом обсуждения стал транзит российского газа через Украину.

«Мы обсудили вопросы транзита газа, начиная с 2020 года, по объемам поставок газа, которые будут потреблять Европа, в принципе», — заявил по итогам встречи министр энергетики России Александр .

Вице-президент Еврокомиссии по энергетике Марош , участвующий в переговорах, сообщил, что встречи сторон на уровне экспертов возобновятся осенью.

Говоря о будущем транзита газа через Украину, чиновник подчеркнул, что новый контракт между Украиной и Россией «должен соответствовать европейскому праву».

Напомним, после 2019 году истекает нынешний 10-летний транзитный договор. Ежегодно Украина зарабатывает на транспортировке «голубого топлива» около 2 млрд долларов, прокачивая для европейских потребителей до 90 млрд кубометров российского газа.

Но доходы могут упасть в разы в связи с ожидаемыми запусками «Северного поток-2» и второй нитки «Турецкого потока», которые в обход Украины будут снабжать газом европейские страны.

Украинская сторона обеспокоилась перспективой сокращения валютных поступлений от транзита и начала искать пути для их сохранения.

Ранее российский «Коммерсантъ» со ссылкой на источники сообщал, что «Нафтогаз» предложил  «Газпрому» после истечения действующего контракта заключить новый 8-летний договор (до 2028 года) с объемом транспортировки 110 млрд кубометров газа в год. Кроме того, «Нафтогаз» потребовал увеличить в 2018–2019 годах транзитную ставку на треть (с 2,55 доллара до 3,4 доллара за тысячу кубометров на 100 км). Украинская компания пообещала сохранить после 2019 года тариф на транзит, если ее предложения будут приняты. В случает отказа «Нафтогаз» пригрозил взыскать с «Газпрома» в Стокгольмском  арбитраже компенсацию в размере 12 млрд долларов из-за обесценивания своей ГТС.

Как отреагировал на эти предложения «Газпром» неизвестно, но 6 июля «Нафтогаз» в третий раз подал иск в Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма с требованием пересмотреть тариф на транзит.

«Мы требуем пересмотра транзитной ставки в сторону повышения через арбитраж, мы недавно подали иск на 12 млрд долларов  и требуем очень существенного повышения транзитной ставки, но это на период 2018–2019 годов. И после 2020 года – мы говорили и говорим, что транзитная ставка будет даже ниже, чем сейчас по контракт», – заявил коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко.

Как бы то ни было, транзит российского газа через территорию Украины сохранится. Об этом неоднократно говорили в «Газпроме». Это подтвердил и президент РФ Владимир Путин в ходе встречи с его американским коллегой Дональдом Трампом 16 июля. Лидер РФ в частности отметил, что Россия готова продлить транзитный контракт «в случае урегулирования спора между хозяйственными субъектами в Стокгольмском арбитражном суде».

Но вот, правда, объемы прокачки будут иными из-за обходных маршрутов, строительство которых завершает Россия. Транзит может сократиться в 10 раз. Ущерб от этого, как говорилось выше, Украина оценивает в 12 млрд долларов.

В связи с этим в ближайшем будущем вряд ли стоит ждать «мирового соглашения» «Нафтогаза» и «Газпрома» по уже принятым решениям Стокгольмского арбитража. В нем, напомним, у «Нафтогаза» с «Газпромом» есть новые арбитражные процессы: российская компания требует расторгнуть или изменить текущие договоры, а «Нафтогаз» – компенсировать убытки из-за невыполнения «Газпромом» своих обязательств по контракту, в том числе с учетом решения арбитража.

«Что касается новых претензий, то по ним «Нафтогаз» готов пойти на мировую при условии, что российская компания выплатит 12 млрд долларов в качестве компенсации по транзиту»,  — заявил Витренко.

 «Нафтогаз» не приемлет «мировое соглашение» с «Газпромом»  во многом из-за собственных амбиций. Важно понимать, что споры, которые мы сейчас наблюдаем между этими двумя структурами, в мире происходят очень часто – это вовсе не что-то новое для судебной мировой практики. Несмотря на большие суммы штрафа, которые достигают  нескольких миллиардов евро, мировые компании находят компромисс. Мировое соглашение – это наиболее оптимальное решение сейчас и дело стоит только за дальнейшим развитием ситуации и отношений между «Нафтогазом» и «Газпромом», — комментирует экономический эксперт Александр .