Судебная реформа: какие задачи должна решить новая власть

FavoriteLoading_Добавить публикацию в закладки

В конце июня председатель Совета судей Украины (ССУ), судья Верховного суда Олег  сообщил о давлении со стороны представителей администрации президента Владимира Зеленского на членов совета. Речь шла о попытке АП сорвать очередное заседание ССУ, однако в АП это отрицали

В свою очередь президент неоднократно заявлял о неудовлетворительных результатах судебной реформы.

Как же на самом деле продвигается судебная реформа после избрания нового главы государства и что планирует делать в этой сфере новая власть, Mind рассказал старший юрист практики разрешения национальных судебных споров INTEGRITES Юрий Сивовна.

Пресс-служба президента Украины недавно объявила о создании экспертной группы для оценки результатов проведенной судебной реформы. Главная задача группы – разработать план действий для «безотлагательного решения проблем функционирования судебной ветви власти». По словам первого заместителя председателя Офиса президента (ОП) Руслана Рябошапки, инициатива связана с неконституционностью и незаконностью решений, которые выносят уже реформированные суды. А это, по его мнению, свидетельствует о «провале» запущенной реформы.

Кроме того, новоизбранный глава государства ликвидировал Совет по вопросам судебной реформы и создал взамен новый консультативно-совещательный орган – Комиссию по правовой реформе. Сейчас в ОП готовят положение о комиссии и предложения по ее персональному составу.

Что это значит? Новая власть демонстрирует свое несогласие с целями, методами и текущими результатами реформирования судов и декларирует намерение осуществить «ревизию». Насколько глубинной она будет и как скажется на работе судебной системы? Это зависит от того, насколько успешно удастся преодолеть побочные эффекты запущенной реформы. А браться за эти задачи придется в условиях, когда внимание политикума и общества приковано к предстоящим парламентским выборам.

Запуск работы Высшего антикоррупционного суда Украины  (ВАС)

С политической точки зрения, для нового президента крайне важно запустить работу ВАС. Его создание анонсировалось еще пять лет назад, после Революции достоинства. Тогда, на волне политических призывов и ряда громких дел, общество быстро подхватило эту идею как панацею от коррупции в государстве. Кроме избирателей, которые ждут выполнения обещанного властью, есть и другие стейкхолдеры. И у них – свои ожидания.

DOSSIER →   В Украине предложили ввести жесткие штрафы для учеников за прогулы и ненадлежащее поведение

Например, в юридических кругах продолжаются дискуссии о целесообразности создания ВАС, ведь коррупционные преступления могут рассматривать суды общей юрисдикции, как это происходит сейчас. Качество судебного разбирательства, независимость судей, невозможность оказания на них какого-либо давления – все это и должно было стать результатом проведенной судебной реформы.

В то же время есть представители политического истеблишмента и другие лица, заинтересованные в торможении полноценного запуска ВАС.

Впрочем, суд сформирован. Более того, известна дата начала его работы – 5 сентября 2019 года.

Начнет ли ВАС работу вовремя?

Бесспорно, создать и сформировать суд стоило многих усилий. Однако, если смотреть шире, это только половина дела. Антикорсуду, как и каждому государственному органу, нужна материально-техническая база. Судьи требуют оснащенных рабочих мест, помещений для работы, мест проведения судебных заседаний. Для этого Кабмин передал в распоряжение Государственной судебной администрации два помещения в Соломенском районе Киева. Но они оказались совершенно непригодными для функционирования суда, так как требуют реконструкции и ремонта.

В качестве альтернативы предлагают два других помещения, в которых ранее функционировал Печерский районный суд столицы. Но, по заявлениям председателя Высшего антикоррупционного суда Украины, эти объекты также  непригодны для работы. В них можно разместить только часть судей и работников аппарата суда, там  нет помещений для хранения дел.

Какова же ситуация с помещениям, выделенным на днях Фондом государственного имущества Украины Антикоррупционному суду на проспекте Победы, 41, в Киеве, выяснится позже.

Но уже сейчас есть объективный риск, что ВАС может просто не начать  работать вовремя из-за отсутствия элементарного материально-технического обеспечения.

Кто будет работать в местных общих судах?

Чтобы очистить судебную власть и восстановить доверие к системе правосудия, реформой предусмотрено квалификационное оценивание судей. Интересно, что сразу после анонса и закрепления оценивания на законодательном уровне примерно 2000 судей подали в отставку. Такой себе первичный барьер отбора.

DOSSIER →   Образовательные траектории и автономия университетов: Рада приняла закон о реформе высшего образования

До этого уже остро стояла проблема перегруженности судей делами, которые находились у них на рассмотрении. Это порождало другие проблемы, в частности, увеличивалась продолжительность рассмотрения дел, в результате чего судебное решение в некоторых судах могло не приниматься годами. Кроме того, перегруженный судья элементарно не имеет возможности качественно исследовать материалы дела. В результате это влияет на качество судебных решений и на соблюдение гарантированного государством права доступа к правосудию.

Ситуацию можно объяснить тем, что Высшая квалификационная комиссия судей в первую очередь уделяла внимание формированию Верховного суда, Высшего антикоррупционного суда, Высшего суда Украины по вопросам интеллектуальной собственности, апелляционных судов. Сейчас настало время местных.

Для новой власти решение кадрового вопроса для местных судов должно стать ключевым KPI судебной реформы. Понятно, что органы, уполномоченные на формирование судейского корпуса, ждут кадровые изменения. Скорее всего, будет готовиться новая концепция о направлениях и методах реализации реформы. Впрочем, нехватка квалифицированных кадров в судебной системе должна быть преодолена как можно быстрее и эффективнее.

И самое главное – «ревизия» судебной реформы должна быть действительно направлена на защиту прав и интересов граждан и бизнеса в Украине, а не стать очередной попыткой установить контроль над судебной ветвью власти.