Сравниваем налоговую нагрузку в Украине и разных странах Европы

FavoriteLoadingзакладки →

Некоторые предприниматели считают, что в Украине одни из самых высоких налогов в Европе

Украинский бизнес в подавляющем большинстве уверен, что налоговые ставки необходимо снижать. Некоторые наши предприниматели вообще считают, что в Украине одни из самых высоких налогов в Европе. Учитывая то, что почти 50% отечественной экономики находится в тени, в это утверждение поверить несложно.

Действительно ли налоговая нагрузка в Украине настолько высока даже по меркам ведущих европейских государств, где показатели налогообложения обычно также довольно значительны?

Сравнение налога на прибыль

Величина налога на прибыль в Украине составляет 18%. Примерно такие же показатели действуют в Польше, Венгрии (по 19%) и Швейцарии (17.92%). Но даже в этих странах налогообложение существенно отличается от украинского. Например, в Швейцарии используется дифференцированная ставка, которая зависит от региона. В одних местах налог на прибыль составляет 11,5%, а в других – более 24%. В Венгрии у малого бизнеса более привилегированное положение, для которого ставка составляет лишь 10%.

В большинстве стран Западной Европы налог на прибыль существенно выше, чем у нас. В Германии он равен 30%, во Франции – 33%, в Бельгии – 34%. Правда, в этих государствах, как правило, предусматриваются различные налоговые льготы, отмечает Андрей Гмырин, доцент кафедры уголовного права и криминологии Университета государственной фискальной службы Украины. К примеру, французские предприятия первые два года после открытия вообще не платят налог на прибыль, а потом год выплачивают только 1/4 от всей ставки (8,25%), далее 50% (то есть 16,5%), а затем 75%, и только с шестого года выходят на полные 33%.

Есть страны в Европе (и мире), где налог на прибыль вообще не изымается. К ним относится Эстония, а также много островных государств, таких как Багамы, Виргинские острова и тому подобное. Средняя европейская ставка равна 22,09%, а в Украине налог на прибыль ниже ее.

DOSSIER →   Законопроект об ответственности за присвоение государственных функций

Сравнение НДС

Налог на добавленную стоимость у нас составляет 20%. Аналогичные ставки действуют во Франции, Словакии, Австрии и других европейских странах. В большинстве государств НДС находится в пределах от 17-23%. Самые высокие европейские ставки в Венгрии (27%), затем идет Норвегия, Румыния и Хорватия (по 25%), следом – Финляндия (24%). Интересно, что НДС также может отличаться для разных сфер. Например, на продукты питания в Венгрии ставка составляет 18%, а в Финляндии – 14%.

Вообще без НДС обходятся преимущественно богатые нефтяные государства из Персидского залива, вроде Кувейта и Бахрейна. Также нет этого налога в Гонконге и некоторых оффшорных странах. В США НДС также отсутствует, но вместо него действует налог от продаж (от 4 до 11%). В целом, в Украине величина налога на добавленную стоимость находится на одном уровне с общеевропейскими показателями.

Сравнение подоходного налога

Налог, удерживаемый с дохода физлиц (он же подоходный или НДФЛ) в Украине составляет 18%. Во многих странах Европы, в среднем он выше, но чаще всего ставка дифференцирована и возрастает вместе с увеличением благосостояния европейцев.

В Германии при доходах до 9 тысяч долларов НДФЛ не взымается, а при их размере более 285 тысяч у.е. составляет самый высокий 45%. В Австрии подоходный налог отсутствует при доходах до 12,5 тысяч долларов, а вот тем, кто зарабатывает более 58 тысяч, придется отдать 50%.

Неизменные как в Украине ставки НДФЛ во многих других постсоветских странах. В Латвии ставка равна 25%, Эстонии – 20%, Литве – 15%, Беларуси – 13%. Достаточно привлекательная ставка в Болгарии – всего 10%.
Нет такого налога в нефтяных странах, вроде ОАЭ, Бруней и тому подобное. В США действует сразу два аналога подоходного налога – федеральный и на уровне штата. Его величина зависит от доходов и наличия семьи.

DOSSIER →   Зеленский уволил Данилова и назначил разведчика секретарем СНБО

Сравнение взносов на труд и общей налоговой нагрузки

По большинству перечисленных налогов Украина точно не лидер по размеру ставок. Несколько иная ситуация характерна для выплат, приходящихся на фонд оплаты труда. По данным Всемирного банка, суммарно этот показатель у нас составляет 24,8% от прибыли предприятий, выше в Болгарии и Сербии (около 20%), Перу и Боливии (соответственно 11% и 19%), а две последние латиноамериканские страны можно сравнить с нашей по уровню экономического развития. В Грузии взносы за труд вообще отсутствуют.

С учетом этих налогов, суммарное налоговое бремя на бизнес достигает 41,5%, что больше, чем во многих странах Восточной Европы. Так, в Польше этот показатель равен 40,7%, в Венгрии – 40,3%, в Латвии – 36%, а в Грузии – только 9,9%.

А вот если сравнивать общую нагрузку с развитыми странами, то Украина все равно позади, ведь в Германии почти половина прибыли бизнеса идет на налоги (49%), в Австрии – 51,5%, а во Франции – более 60%. Но следует помнить, отмечает Андрей  Гмырин, что здесь действуют прогрессивные шкалы, есть различные налоговые льготы и процедуры возмещения. У нас ставки в основном унифицированы, а различные льготные условия чаще всего работают только на бумаге или слишком бюрократизированные.

Что делать: снижать налоги или нет?

Формально украинские налоговые ставки не выглядят заоблачными или излишне высокими. Хотя сам принцип сравнения очень условен, поскольку любая система налогообложения очень индивидуальна и специфична. Прямой связи между величиной налогов и успешностью государства нет, уверен Андрей Гмырин. Да, есть богатые государства, избравшие путь низких налогов. Это Швейцария, США, Сингапур, Гонконг, Ирландия. Есть немало и других примеров, когда высокие налоги также не мешают общим возможностям и благосостоянию. Это Германия, Бельгия, Норвегия, Франция, Нидерланды. Среди бедных стран также могут быть различные налоги, например, в Габоне или Камеруне они достаточно большие, а в Монголии или Ботсване – низкие.

DOSSIER →   Зеленский уволил Данилова и назначил разведчика секретарем СНБО

К чему стремится Украина? Оптимальный вариант – к низким налоговым ставкам. По крайней мере такой вариант лучше подходит нам на этапе реформирования, активной борьбы с коррупцией, создания эффективных государственных институтов, способных защищать частную собственность, права бизнеса и инвесторов. Снижение налоговых ставок, уверен автор проекта налоговой реформы Андрей Гмырин, станет ключевым стимулом экономического развития и детенизации экономики, важным вспомогательным инструментом привлечения инвестиций.

К реализации сценария с высокими налогами Украина также может прийти. Но для этого крайне важны развитые государственные институты и сознательное гражданское общество, которое полностью контролирует власть. В таком случае тратиться все налоговые поступления будут только по назначению, а не так, как часто бывает у нас …