Создание независимого оператора ГТС: в «Нафтогазе» представили подробную дорожную карту

FavoriteLoadingзакладки →

В дорожной карте по анбандлингу указаны конкретные сроки и механизмы процессов отделения оператора украинской «трубы» от структуры «Нафтогаза»

НАК «Нафтогаз Украины» активно проводит подготовительные мероприятия для отделения оператора украинской газотранспортной системы (ГТС) в независимую структуру – так называемого анбандлинга.

Во вторник, 19 сентября наблюдательные советы «Нафтогаза» и ОАО «Магистральные газопроводы Украины» (МГУ) презентовали Дорожную карту процесса отделения оператора украинской ГТС, разработанную при участии консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (PwC). Документ обнародовала пресс-служба «Нафтогаза».

Как отмечается в преамбуле дорожной карты, в течение последних полутора лет «Нафтогаз» претворяет в жизнь многочисленные проекты, направленные на подготовку и поддержку процесса анбандлинга.

Сейчас операции по хранению и транспортировке газа выполняет 100%-ная «дочка «Нафтогаза» – «Укртрансгаз» (в том числе через свои региональные филиалы). План действий по отделению оператора ГТС от «Нафтогаза» разделен на три этапа:

  1. Отделение структуры хранения газа.
  2. Расширение и оптимизация структуры оператора ГТС.
  3. Юридическое разделение.

Выделение обособленной по отношению к другим региональным филиалам структуры, которая займется хранением природного газа, планируется на основе «Львовтрансгаза». Полное же разделение функций транспортировки и хранения газа в рамках «Укртрансгаза» планируется провести до 2019 года.

Затем план анбандлинга предусматривает реорганизацию региональных филиалов оператора ГТС и выравнивание структуры управления с трехуровневой до двухуровневой. В результате под управлением «Укртрансгаза» окажутся четыре региональных подразделения (1й уровень):

  • «Харьковтрансгаз»;
  • «Киевтрансгаз»;
  • «Прикарпатьетрансгаз»;
  • «Черкассытрансгаз».

Эти четыре региональных подразделения «Укртрансгаза» будут напрямую контролировать технические предприятия по транспортировке газа (2й уровень). При этом на базе на данный момент регионального подразделения «Львовтрансгаз» будет создана структура, которая возьмет на себя функции управления хранением газа (и будет считаться структурой 1го уровня управления).

Кроме того, в рамках пилотного проекта предполагается уже в октябре 2018 года создать новые Департамент развития сети и Департамент планирования в операторе ГТС, что должно облегчить передачу функций и перевод персонала в новые структуры.

Создание нового, полностью функционального оператора ГТС, который может быть сертифицирован, а также его региональных филиалов, планируется завершить в середине 2019 года.

Новая, оптимизированная структура оператора ГТС Украины будет разработана с тем, чтобы в ней были все  необходимые функции для юридического отделения из структуры «Нафтогаза» в 2020 году. Также при разработке структуры нового оператора ГТС будут соблюдены следующие требования:

  • двухуровневая структура оператора ГТС;
  • все критические функции сконцентрированы в головном офисе оператора ГТС;
  • все решения принимаются оператором ГТС;
  • решения по управлению персоналом оптимизированы;
  • выполняются соответствующие отраслевые европейские рекомендации.

План юридического анбандлинга оператора ГТС предполагает его готовность к сертификации в середине 2019 года, а условная сертификация ожидается в первом полугодии 2020 года. Таким образом:

  • Создание новой компании-оператора ГТС под контролем «Укртрансгаза» запланировано до октября 2018 года.
  • Переход сотрудников ГТС в новосозданную компанию-оператор планируется в период с октября-2018 до конца первого полугодия 2019 года. 1 июля 2019 года новый оператор ГТС должен быть уже функциональным.
  • С этого момента (когда новый оператор сможет выполнять свои функции) должна начаться передача новому оператору активов ГТС от «Укртрансгаза». Завершиться этот процесс должен до конца первого полугодия 2020 года.
  • Включение международного партнера в процесс анбандлинга планируется на протяжении 2019 года. Отметим, недавно СМИ сообщили, что, согласно письму «Нафтогаза» премьер-министр Владимиру у, «Нафтогаз» считает целесообразной продажу 49% акций оператора украинской ГТС.
  • Смену владельца оператора украинской ГТС планируется провести в первом полугодии 2020 года – то есть после условной сертификации.
  • Процесс сертифицирования нового оператора ГТС должен начаться в середине 2019 года и завершиться к первой половине 2020 года. Внедрение решений сертификации должно пройти до конца 2020 года.