Сколько на самом деле стоит национальная ГТС?

FavoriteLoadingзакладки →

Недавно стало известно, что НАК «Нафтогаз Украины» оценила рыночную стоимость активов дочерней компании «Укртрансгаз», на чьем балансе сейчас находится газотранспортная система (ГТС) Украины, в 3,2 млрд грн (120 млн долл. США) по состоянию на 1 октября 2019 года

Оценка осуществлена в рамках передачи украинской газотранспортной системы от «Нафтогаза» к независимому оператору (анбандлинг). Ее подтвердили аудиторы компании Ernst & Young. Эту сумму внесут в устав ООО «Оператор газотранспортной системы Украины», которое станет новым оператором ГТС с 1 января следующего года.

И здесь следует напомнить, что два года назад звучала совершенно иная стоимость ГТС — в 300 млрд евро. Тогда эти заявления прежняя власть назвала политическим популизмом.

Но кроме политических заявлений были и вполне экспертные подсчеты. В начале 2018 года Институт энергетических стратегий подсчитал стоимость в 30-40 млрд долл. США.

Осенью 2018 года по заказу «Нафтогаза» компания PricewaterhouseCoopers оценила украинскую ГТС уже в 14 млрд долл. США. Причем эту цифру тогда официально озвучил сам глава «Нафтогаза» Коболев.

И вот прошел ровно год – и страна узнает, что уже национальная ГТС стоит жалких 120 МИЛЛИОНОВ долларов.

Возникает несколько резонных вопросов:

1. Благодаря чему газотранспортная система Украины так стремительно упала в цене в десятки раз всего за 1 год? Если к этому привели объективные условия – кто из ответственных лиц допустил это, в какой период и с учетом каких обстоятельства? Прежде всего этим должны заинтересоваться правоохранительные органы.

2. Насколько политически незаангажированной и объективной является оценка ГТС частной аудиторской компанией Ernst & Young?

3. Ключевое: не является ли это попыткой уже ныне действующей власти и руководства «Нафтогаза» сознательно обесценить один из основных стратегических ресурсов Украины? При этом прикрываясь необходимостью завершить процедуру анбандлинга к газовым транзитным переговорам с Россией. Не будет ли такая низкая стоимость ГТС в целом «демпинговать» позицию Украины в тех же переговорах с Россией?

DOSSIER →   ОГХК: "мыльный пузырь" Большой приватизации

Пока на все это ответов нет. И чтобы удержать ситуацию, власть должна их предоставить обществу как можно быстрее.

Григорий

Народный депутат Украины

Доктор юридических наук