Школьная реформа. Какие изменения вносит закон о среднем образовании

FavoriteLoadingзакладки →

На прошлой неделе Верховная Рада приняла закон «О среднем образовании».  Что нового вносит он в школьную жизнь? Какие основные изменения для учеников и педагогов прописаны в этом документе?

На учебу — без конкурсов и языковый вопрос

Нововведения, которые есть в законе, касаются как детей и учителей, так и директоров школ.

В законе определено количество учеников в классах. В государственных и коммунальных учреждениях в классах может быть не больше 30 учеников, а в младших классах – максимум, по 24. Для открытия класса в селе необходимо не меньше 5 детей. Если столько не набирается, можно учиться по одной из альтернативных форм или в другом территориально доступном учреждении. А если количество учеников в классе уменьшилось в течение учебного года, закрывать класс до конца учебного года нельзя. Если другие учреждения недоступны, в виде исключения, в классе сельской местности может быть и меньше 5 учеников, но только — по решению учредителя и за счет средств местного бюджета.

Конкурсов при приеме в школы не будет. Дети будут закрепляются за школами в микрорайоне их регистрации. К слову, эта норма уже действует в течение двух лет, но она была закреплена распоряжением Минюста.

Языковый вопрос будет воплощаться в трех моделях. Первая из них предназначена для коренных народов Украины, которые не проживают в среде своего языка и не имеют государства, которое защищало бы и развивало этот язык. Она рассчитана в основном на крымских татар. В соответствии с ней, дети будут учиться на языке своего народа с 1 по 11 (12) класс, а параллельно и достаточно основательно будут изучать украинский язык. Вторая модель рассчитана на детей тех школ, где обучают на языке национальных меньшинств, языки которых принадлежат к языкам Евросоюза. В них обучение будет вестись на материнском языке в начальной школе, вместе с тем ученики будут изучать и государственный язык. В 5-м классе будет не менее 20% годового объема учебного времени — на украинском языке с постепенным увеличением его объема. В 9-м классе дети должны изучать на государственном языке не менее 40% предметов. А в старшей школе на государственном языке будет вестись не менее 60% годового объема учебного времени. Третья модель подготовлена для остальных учеников-представителей национальных общин Украины: нацменьшинств, язык которых принадлежит к той же языковой семье, к которой принадлежит и украинский язык, а также проживающие преимущественно в среде собственного языка. Она рассчитана на русскоязычных школьников. Эта модель предполагает, что преподавание в начальной школе будет вестись на языке меньшинства наряду с изучением украинского, а с 5 класса уже не меньше 80% учебного времени будет преподаваться на украинском.

DOSSIER →   Лисовой рассказал о реанимации НУШ

«Мы сейчас готовимся к тому, чтобы с сентября школы, в которых учились на русском, с пятого класса перешли на изучение предметов на украинском языке. При этом родной язык и литературу будут преподавать на русском. Плюс есть возможность факультативов и внеклассного обучения. А начальная школа остается на родном языке», — заявила министр образования и науки Анна Новосад. И добавила, что учителям и ученикам этих школ предоставят адаптационный период и, возможно, скорректируют учебные программы.

«Нам сейчас на самом деле важнее подготовить учителей, чтобы они были готовы преподавать на государственном языке и подтянули свою терминологию. Для них мы будем делать отдельные курсы повышения квалификации, летнюю школу для того, чтобы они улучшили свои знания языка», — сказала она.

Дети с особыми образовательными потребностями и те, которые дополнительно углубленно учатся вне школы, смогут подать заявление в школу, чтобы создать индивидуальный учебный план. Для таких детей будет проводиться годовое оценивание. Возможно, этим шансом будут пользоваться дети, которые учатся за границей, чтобы получить аттестат не только за рубежом, но и в Украине. В законе также прописана возможность проведения индивидуальных или групповых консультаций для тех учеников, которые в этом нуждаются. По сути, то же репетиторство, только за государственный счет. Приживется ли оно?

В школах также запретят платные образовательные программы, которые оплачивают родители.

О пенсионерах на контракте и учителях без педобразования

Закон также предполагает наказания учеников и учителей. Учеников – если их поймают на плагиате, списывании или обмане. В виде наказания предусмотрены замечания, повторное прохождение итогового оценивания, повторное прохождение итоговой аттестации или даже повторное прохождение этой же дисциплины. Их могут лишить стипендий, мест на олимпиаде и нез0аслуженно заработанных наград. Решение об этом принимает педколлектив. А учителей за взяточничество, необъективное оценивание знаний, фабрикацию оценок и другие неблаговидные поступки могут лишить педагогического звания, запретить выплату поощрений, не допустить к повышению квалификации и т.д. Решение о наказании учителей также будет принимать педколлектив школы. Всегда ли объективно?

DOSSIER →   Что придумали в ЕС в вопросе экспорта украинской агропродукции

В законе закреплено право родителей только на добровольных началах выполнять решения органов родительского самоуправления по сбору средств на какие-то нужды школы или класса. Также им разрешено посещать уроки своих детей (по предварительному разрешению администрации школы), а родителям детей с особыми потребностями можно быть на уроках в качестве ассистентов учителей.

Шкала формирования зарплаты учителя ориентируется на ставку в 18 учебных часов. 20-25% будут доплачивать за классное руководство, 10-20% — за проверку заданий, за заведование мастерскими и кабинетами — 15-20%, за заведование комнатами хранения оружия, тирами, музеями — 10-15%, за руководство структурными подразделениями — 25%, за заведование учебными кабинетами, лабораториями, спортзалами — 10-15%, библиотеками — 5-15%, за работу в инклюзивных классах — 20%, за обслуживание компьютерной техники — 10-15%, за внеклассную работу — от 10 до 40%. Первый год работы молодых учителей будет называться интернатурой, а их коллеги-наставники будут получать 20% надбавки. Кроме того, школы получат финансовую автономию и смогут самостоятельно определять свое штатное расписание, структуру, размер доплат, надбавок, премий и материальную помощь, а также оплату повышения квалификации и т.д.

Согласно закону, учителя должны будут освоить оказание домедицинской помощи. С педагогами-пенсионерами школы будут заключать срочные контракты. А в школах смогут работать люди с любым образованием, не только с педагогическим. Главное – знание предмета. Однако не смогут стать учителями те, кто совершил преступление против половой свободы или половой неприкосновенности.

Директора школ будут работать по 6-летнему контракту. Один человек сможет занимать директорскую должность не более двух сроков подряд в одной школе. Выбирать директоров будет независимая комиссия при участии педагогов школы и родителей учеников. Претенденты могут быть без педобразования, но не смогут участвовать в конкурсе те, кто был признан виновным в совершении коррупционного преступления.

DOSSIER →   Законопроект об ответственности за присвоение государственных функций

Есть те, кто одобряет принятый закон, но немало и тех, кто его критикует.

«Новый закон о среднем образовании, который сегодня приняла Верховная Рада, не вводит давно назревшие в украинской школе изменения, а блокирует их… То, что мы получили — это работа не на пятерку, в лучшем случае — на тройку. Да, в этом законе есть важные изменения. Например, нам удалось добиться уменьшения количества учеников в классе начальной школы с 30 до 24. Нам удалось изменить подходы к оценке в начальной школе. Усилить роль учеников в жизни школы. Этот закон позволит честным специалистам занять должности директоров школы. Но вместе с тем он не дает ответов на множество вопросов. И мне очень жаль, что мы принимаем такой закон», — заявила с трибуны Верховной Рады народный депутат, член комитета по вопросам образования, науки и инноваций, в прошлом – замминистра образования и науки Инна Совсун.

Впрочем, критика закона с длительной историей подготовки к принятию (больше двух лет) только началась. А свою жизнеспособность или ошибочность документ докажет уже в ходе внедрения его в школьные реалии.

Алла