Школа по-новому: ВНО в четвертом классе и предметы по запросу

FavoriteLoadingзакладки →

Кабмин отправил депутатам законопроект «О полном общем среднем образовании», который дополняет принятый в 2017 году закон. Чиновники надеются, что депутаты примут его уже в ближайшее время, поскольку законопроект обещает много нового для учителей, учеников, а также их родителей. Что подготовило Минобразования, разбирались «Вести»

Что ждет учеников:

Три уровня образования. Закрепляется трехуровневая система общего среднего образования: начальное образование должны получать на протяжении четырех лет, базовое среднее — в течение пяти лет, а профильное рассчитано на три года.

В школу без спецотбора. В первый класс детей будут принимать без конкурсов и тестов, а вот в старшую профильную школу — на основании годового оценивания результатов их учебы и государственной итоговой аттестации. Проще говоря, ВНО придется сдавать после четвертого и девятого классов.

Индивидуальные занятия. Для учеников с инвалидностью будут составляться персональные программы. Больше свободы дадут тем, кто параллельно учится в других заведениях — например, в музыкальной или спортивной школе. Полученные там оценки будут засчитываться. А учебные достижения детей, которые обучаются дома, позволят им получить аттестат о среднем образовании.

Чтобы заниматься по индивидуальному плану, учащемуся или его родителям необходимо будет обратиться с заявлением в школу. Составлять программу будут совместно учителя, родители и сам ученик. Но школьникам придется подтверждать свои знания по изучаемым вне школы предметам на годовом оценивании и итоговой аттестации, а также дважды в год проходить семестровый контроль.

Предметы на выбор. Школьники получат возможность выбирать предметы, которые им нужны. Для этого из учащихся в классах одной параллели будут формироваться сборные группы под разные дисциплины.

Занятия в больнице и не только. Школьники, которые находятся на продолжительном стационарном лечении, смогут получать образование в больницах.

DOSSIER →   ОМБУДСМЕН ПРОКОММЕНТИРОВАЛ ПРИНЯТЫЙ ЗАКОН О МОБИЛИЗАЦИИ

Три модели языкового вопроса. Первая модель предусмотрена для коренных народов, которые не имеют собственной языковой среды и государства, которое развивало бы язык. К примеру, крымских татар. В таком случае с первого по одиннадцатый (двенадцатый) класс дети будут учиться на языке коренного народа. Параллельно предметы будут преподавать на украинском языке.

Вторая модель — для национальных меньшинств, которые преимущественно живут в своей языковой среде (прежде всего речь идет о русскоязычных). С первого по четвертый класс дети будут учиться на языке нацменьшинства, а украинский язык изучать как предмет. В пятом-девятом классах 20–40% предметов преподаваться на государственном языке, а в старшей школе — 60% учебного времени.

Третья модель ориентирована на представителей нацменьшинств с другими языками. Согласно ей, в первом-четвертом классах предметы будут преподавать на языке нацменьшинств, а украинский изучать как предмет. С пятого класса не менее 80% учебного времени должно преподаваться на украинском языке.

Что ждет педагогов:

Сам себе методист. Педагоги смогут самостоятельно разрабатывать учебные программы и собственные системы оценивания, а также повышать квалификацию по своему выбору за счет госбюджета.

Поощрения. Ответственным за ресурсные комнаты, кабинеты информатики и спортзалы будут доплачивать от 10% до 20% от их зарплаты. 

Педагогическая интернатура. За молодым специалистом будет закреплен наставник, который должен заниматься профессиональным развитием начинающего учителя, направлять и консультировать его. За это наставнику полагается доплата 20% от оклада.

Медицинская подготовка. Все учителя должны владеть навыками первичной медицинской помощи, чтобы предотвратить трагические случаи, когда школьная медсестра или скорая не успевают оказать необходимую помощь ученику.

Новое для руководителей:

Директор школы будет избираться на должность на период не более двух сроков по шесть лет подряд в одном учебном заведении. Отбор кандидатов на должность директора будет сопровождаться видеотрансляцией, конкурс проводится независимой комиссией, а педагогическому коллективу и родителям отводится совещательная функция.

DOSSIER →   Президент подписал мобилизационный законопроект

Что могут родители:

Родители детей с инвалидностью получат возможность сопровождать их на уроках. Если родители заметят проблемные моменты в работе учебного заведения и не смогут решить вопрос со школьной администрацией, у них будет право инициировать специальный аудит образовательного учреждения, который поможет найти выход из положения.

Старое смешали с новым

Как отмечает педагог младших классов Нина Семенова, в данном законопроекте есть много положительных моментов. Скажем, чиновники оставили старую систему Выговского, ского, Макаренко и, основываясь на их опыте и знаниях, дополнили ее программами, написанными психологами. В то же время в каждой бочке меда есть ложка дегтя.

«Очень хорошо, что можно самостоятельно составлять планы уроков и решать, какому предмету сколько времени уделять — это особенно касается начальной школы. Но не понимаю с медицинской помощью — мне кажется, не все педагоги морально к этому готовы. К тому же вызывают вопросы принятые раньше нормы. Как дети будут сдавать ВНО в конце четвертого класса и что это будет за мониторинг знаний детей и качества преподавания, что обернется пересмотром зарплат«, — подчеркивает Нина Семенова.

Учитель математики киевской школы №45 Людмила Глобина говорит, что и сейчас педагоги преподают в больницах. «Зарплата очень маленькая, поэтому мы хватаемся за все, что приносит дополнительную плату. У нас рядом «Охматдет», и учителя ходят туда проводить уроки. В больнице выделили одну комнату, дети разные по уровню подготовки и все из разных классов«, — рассказывает она. Педагоги солидарны в одном: пока они не начнут работать по новым правилам, понять, что стало хорошо, а что не очень, рано.