FavoriteLoadingзакладки →

или Что не так с земельной реформой Зеленского

Во время глобализации и ускорения деградации природной среды, истощения природных ресурсов и изменения климата, а также растущей потребности в продуктах питания, передовые державы мира усиливают свое влияние на территориях более слабых государств, скупая плодородные земли и источники пресной воды. Во всех случаях эти процессы приводят к обнищанию местного населения, ослаблению экономики и исчезновению людей на территориях, даже потере государственности.

В то же время многие демократические страны обеспокоены доминированием на их территориях частной собственности на плодородные земли, которые могут отчуждаться в интересах граждан других государств (иностранцев). Поэтому происходит поиск узаконения механизмов исключения их в интересах нации — из абсолютной частной собственности.

Украина сегодня серьезно рискует. Без настоящей земельной и других реформ, которые бы полностью и комплексно реализовали земельные алгоритмы, декларируемых норм Конституции Украины мы рискуем стать на путь, который заведет нас в пропасть, откуда мы так долго и с кровью выбираемся.

По всей территории Украины происходит масштабное засевание культур, ориентированных на экспорт, ликвидация животноводства, деградация и резкое снижение природного плодородия почв, загрязнение окружающей среды, разрушение экономического и демографического потенциала сельских поселений, обнищание населения и, как следствие, уничтожение генофонда украинской нации. А главное, на этом «пепелище» всходит на авансцену подковерная грызня за присвоение любой ценой и любым способом как можно большего куска украинской земли…

Народные депутаты от фракции «Слуга народа» утверждают о наличии незаконного (отсутствует закон) рынка земли, который идет полным ходом (видимо, не без участия их представителей)… И утверждают о якобы отсутствии права всех граждан, в том числе городских жителей на земли сельскохозяйственного назначения как на природные объекты — основное национальное богатство…

В то же время вместо того, чтобы прекратить криминогенное беззаконие, устранить преступную деятельность с присвоением земельных участков и осуществить законные шаги по полноценной имплементации действующих конституционных норм, пытаются в турборежиме легализовать имеющиеся правонарушения путем снятия фиктивного моратория и внедрения якобы «прозрачного» рынка (оборота) «прихватизированных» земель.

Поэтому если принимать во внимание лишь эти аргументы, то Верховной Раде Украины нужно немедленно снять с рассмотрения во втором чтении сомнительный проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обращения земель сельскохозяйственного назначения» №2178-10 и заняться прогнозируемым свершением комплексной реформы.

Также замечу, что, невзирая на множество правильных, по моему мнению, публичных оценок, ссылок и советов относительно исправления существующего состояния в земельных отношениях и в природопользовании, направленных на защиту национальных интересов Украины, такие «рецепты» в основном выглядят как благие намерения «причесать» законопроект власти «о рынке земли» (фактически «о внесении изменений в…»).

К сожалению, такие «болельщики» за дальнейшую судьбу украинской земли, как правило (сознательно или нет), заговаривают и убаюкивают информационное пространство гибридной полуправдой.

В лучшем случае они рекомендуют перенять мировой опыт других государств, который базируется на принципах контролируемости и регулирования государственными органами и органами местного самоуправления. Предусматривается, что такая «рыночная» деятельность будет ограничивать максимальную площадь — в «одни руки»; будет предотвращать спекуляцию; будет предоставлять возможность мелким фермерам (физическим лицам) в первую очередь покупать желаемую «землю» (в действительности «земельные участки»). Также рекомендуется позволить юридическим лицам приобретать «землю» в «рыночную» собственность — через 3-4 года после физических лиц, и только впоследствии (на основе желаемых результатов проведения надуманного всеукраинского референдума) предоставить право иностранцам — становиться «рыночным» владельцами «плодородных земель» Украины, а фактически «голых» земельных участков…

DOSSIER →   ОГХК: "мыльный пузырь" Большой приватизации

В действительности, людям, которые глубже понимают состояние дел и осознают существующие проблемы и вызовы для Украины, «болтовня» надоедает… Именно для них, рекомендую ознакомиться с основными первоочередными требованиями — своеобразные азы конституционного прагматизма…

Во-первых. Необходимо немедленно ликвидировать тотальную коррупцию и навести правопорядок не только в самих земельных отношениях и в природопользовании, но и — в законодательных, исполнительных и судебных органах, а также в разных правоохранительных и контролирующих подразделения, которые олицетворяют государственную власть.

Во-вторых. Как ни странно, но следует считать коррупционным признаком также бездеятельность высших эшелонов власти, в частности из-за упорного игнорирования или нежелания, начиная с 28 июня 1996 года, обеспечить реализацию прямых требований действующих норм Конституции Украины, в частности абзаца второго в. 13 относительно необходимости принятия Закона Украины «О праве пользования природными объектами права собственности Украинского народа», поскольку ни Правительство, ни народные депутаты, ни гаранты не удосуживались до этого времени разработать такой проект и принять его как закон к неуклонному выполнению. Ведь именно это ключевое требование: «только пользоваться» природными объектами права собственности народа как чужим ресурсом (собственностью) и неодолженным капиталом украинской нации, делает невозможным кому-либо, кроме граждан Украины, владеть и распоряжаться землей и ее природными ресурсами — в пределах территории нашего государства.

Такая бездеятельность органов власти нивелирует (похищает) конституционное право собственности Украинского народа на свое основное национальное богатство, а значит лишает граждан на протяжении четверть века получать адекватные доходы (прибыль), разрушая экономические основы создания государства.

В-третьих. Дошло до того, что отдельные представители власти, которые присягали неуклонно придерживаться действующих норм Основного закона Украины как норм прямого действия и законов, принятых в их развитие, продолжают пренебрегать, и даже, перекручивать саму сущность декларируемых конституционных земельных норм, которые в отличие от других государств содержат беспрецедентное право, не только собственности Украинского народа на естественные объекты, но и также реализовать уникальные механизмы относительно приобретения, реализации и защиты прав всех субъектов права собственности на земельные участки и на ведение хозяйства в их пределах, социальную направленность экономики и тому подобное. Об этих и других требованиях детальнее в статье «Как стать владельцем? Пошаговая инструкция» (газета «День» за 14 января 2020 г.).

В-четвертых. Важным и безотлагательным требованием к практической реализации приведенных и других действующих норм является адресное разграничение конституционного права собственности «на землю» — на два разных «объекта» и соответственно на разные «субъекты» такого права, а именно:

• на землю и ее природные ресурсы (недра, почвы, леса, воздушное пространство, водород и другие ресурсы) как на природные объекты права собственности Украинского народа (всех граждан — национальный субъект) — основное национальное богатство, которое находится под особой охраной государства и является главным природным (земельным) капиталом нации (все категории земель), и которые не могут быть предметом покупки-продажи и не подлежат отчуждению кем-либо, в интересах кого-либо и любым способом;

• на земельные участки (пределы) как на объекты гражданских прав, которые находятся в собственности граждан, юридических лиц или государства (равноправные субъекты) и являются земельным капиталом их владельцев и, наоборот, могут быть предметом покупки-продажи, аренды, залога и тому подобное.

Такие субъекты — любые владельцы «голых» земельных участков (пределов) как объектов гражданских прав, включая все юридические лица (агрохолдинги и банки также), коммунальные или государственные предприятия, не могут конкурировать с Украинским народом — всеми гражданами Украины, которые являются общенациональным субъектом права собственности природных объектов, — основного национального богатства. Поэтому лишь земельные участки как объекты недвижимого имущества могут приобретать рыночную цену, которая коррелирует со стоимостными величинами природных объектов и с другими факторами.

DOSSIER →   Законопроект об ответственности за присвоение государственных функций

Это значит, что любые владельцы «голого» земельного участка (надел) могут претендовать лишь на свою долю выручки (рыночную цену) — в случае продажи (отчуждение) ее, или на соответствующую арендную плату в случае сдачи (получение) ее (участка) в аренду.

В то же время владелец (Украинский народ) природных объектов, которые находятся в пределах такого участка, должен получать свою часть (величину) в виде налога (ренты), размер которой зависит от величины (размера) стоимостной составляющей таких объектов, которые задействованы в хозяйственную деятельность (природопользование) и трансформируются в неотъемлемую составляющую полученной продукции (продукта), реализованной по рыночным ценам.

Очевидной и логической является та аксиома, по которой условно абсолютная стоимость единицы площади «земли» в Украине, которую можно приравнивать к соответственно общей цене (стоимости) в странах Европы, состоит из двух очерченных выше величин, принадлежащих олицетворенным разным владельцам.

Уместно знать, что такие требования — уже частично сформулированы во втором и третьем разделах Земельного кодекса Украины, а также размежеваны (послойно) на разные объекты права собственности (на природные объекты, в том числе выделены отдельным слоем «почвы», а также на земельные участки (пределы) как объекты недвижимого имущества) — на Публичной кадастровой карте Украины.

К сожалению, соответствующие данные и реестры о юридических правах, экономических, экологических и других свойствах и особенностях всех природных объектов общенациональной собственности в Публичную кадастровую карту пока не занесены. Земельные паи, которые определялись теоретически в камеральных условиях и таким способом накладывались их (паев) пределы на природные ландшафты, в результате чего искусственно делились целостные поля на парцеллы, также остаются неблагоустроенными. Поэтому пока не будут решены (исправлены) эти сверхвесомые задания, любой разговор о «рынке земли» является нелогичным, преждевременным и противоправным.

При этом важно знать, что специфика урегулирования данной проблемы и территориально-ландшафтная особенность требуют в первую очередь сертификации природных объектов по их целевому функциональному назначению в пределах соответствующей категории земель и трансформации (благоустройство) пределов земельных участков, особенно паев, в компактные хозяйственные структуры согласно направлению природопользования, в том числе в компактные хозяйства фермерского и другого типов. Об этом и другом — более предметно в статьях Освоение «целины»(газета «День» за 13 ноября 2018 г.) и Земельная реформа — это не рынок паев... (газета «День» за 4 декабря 2018 г.).

В-пятых. Важно осознать, что «стоимостная часть природных объектов не может быть меньше стоимостной части соответствующего земельного участка (предела)», что становится действенным инструментом регуляторной политики государства. В частности, доказано, что эти части в абсолютной стоимости поля среднего качества и производительности в Украине имеют такое соотношение: 0,65 — природные объекты (основное национальное богатство) и 0,35 — земельный участок как недвижимость.

По нашим расчетам условно-абсолютная стоимость одного гектара пашни среднего качества и производительности в Украине как хозяйственной единицы на конец 2015 г. составляла 2934 евро/га (1907 евро/га (0,65) + 1027 евро/га (0,35)), а на время выполнения основного объема программы свершения земельной реформы в Украине как новой парадигмы (первый этап) — вырастет до 6412 евро/га (4169 евро/га (0,65) + 2243 евро/га (0,35)), рис. 1.

DOSSIER →   Зеленский уволил Данилова и назначил разведчика секретарем СНБО

Как видим, «голый» владелец земельного участка (включительно с любым юридическим лицом, коммунальным или государственным предприятием) имеет право лишь на свою долю в размере (0,35) — 1027 евро за каждый гектар (в нашем примере), а владелец-хозяин будет оперировать условно абсолютной стоимостью землепользования в размере 2934 евро за каждый гектар как хозяйственной единицы, оплачивая лишь единый земельный налог (ренту) за пользование имеющимися природными объектами из расчета стоимостной части (0,65) в размером 1907 евро за каждый гектар используемой площади (в нашем примере).

Следовательно, лишь при наличии владельца-хозяина как законного рационального и заботливого пользователя природных объектов, который мудро будет капитализировать все факторы хозяйственной деятельности и получать продукцию (продукты) с высокой добавленной стоимостью, стоимость такого землепользования, по нашим прогнозам, вырастет на первом этапе до 6412 евро на каждый гектар, коррелируя также стоимостные части «голого» земельного участка, природных объектов и других факторов.

Именно этого добиваются настоящие украинские фермеры. И именно это требование задекларировано в Конституции Украины (абзац четвертый ст. 13): «Государство обеспечивает защиту прав всех субъектов права собственности и ведения хозяйства, социальную направленность экономики» как ключевой приоритет деятельности государства, которое должно стать центральной формулой и в то же время инструментом в достижении цели и заданий настоящего реформирования земельных и аграрных отношений в Украине.

Такая справедливая «арифметика» и реальные конституционные шаги в пыль разбивают надуманные аргументы и откровенную ложь о будто бы главных заслугах «голого», но «прозрачного» рынка «земли».

В-шестых. Всем нам нужно немедленно становиться полноправными гражданами Украины, а не просто «населением» — общенациональным субъектом собственности. Ускорение должно составить безоговорочное внесение оригинальных данных о каждом из нас (от рождения — до смерти) в национальную регистрационную базу гражданства (вместо приблизительной «переписи населения»), где автоматически и синхронно будет заноситься в земельно-регистрационную кадастровую (геоинформационную) систему соответствующая информация как о полноправном субъекте-совладельце земли и ее природных ресурсов — своего основного национального богатства, что не только де-юре, но и де-факто будет находиться под особой охраной государства.

Весь этот незаменимый капитал нации, в том числе особо плодородные ресурсы «почвы», — будет генерировать, в процессе их использования, неодолженные поступления в общенациональное земельное учреждение (Национального земельного хранилища Украины), созданное наподобие Национального банка Украину. Часть этих средств будет поступать ежемесячно на личные счета каждого гражданина Украины. Параметры поступлений частично отражены в статье «Украинское… «ЭЛЬДОРАДО»(газета «День» за 7-8 сентября 2018 г.).

Надеюсь, что такое справедливое и конституционно мотивированное право на своеобразный «экономический паспорт», начнет работать в действительности и будет служить лишь гражданам Украины, которые не имеют никакого другого гражданства.

Александер КОВАЛИВ, доктор экономических наук