С. Шабовта: «В Украине стартует передел рынка перевозок под конкретных чиновников»

FavoriteLoadingзакладки →

Очевидно, что безопасность на украинских дорогах оставляет желать лучшего. Все чаще случаются массовые ДТП маршруток с многочисленными жертвами. Намедни министр инфраструктуры заявил, что на рынке маршрутных такси царит хаос, ибо 60% перевозчиков являются нелегальными. О ситуации с безопасностью на наших дорогах корреспонденту ГолосUA рассказал эксперт по вопросам безопасности Сергей .

— Сергей ич, почему сегодня по отмашке властей происходит война на дорогах?

— Не проведя понятного, сколь-нибудь структурированного расследования массовых ДТП  и установления причин, тут уже была объявлена всеобщая война под призывом «Все на баррикады».  Это говорит о том, что определяющей, доминирующей величиной здесь было желание немедленно показать, что государство все видит и что-то делает. Вот это вот «что-то делает»  и есть самое страшное, поскольку задача поставлена и найдутся недостатки. Безусловно, сейчас будут найдены какие-то изъяны, чьи-то головы, может быть, незначительно полетят.

-Как государство должно бороться с этой проблемой?

-В значительно большей степени переполняет то, что средств и возможностей у государства не добавилось. Существуют значительные проблемы, связанные с функционированием той же Национальной полиции. В Нацполиции наблюдается колоссальный кадровый голод. Сейчас они перекроют все маршруты, а потом все вернется на круги своя, потому что государство не  может принципиально предложить некую альтернативную программу по обеспечению безопасности.

-Прежде всего, надо было бы обратить внимание на техническое состояние  транспортных средств…

-Безусловно. В жутком состоянии в Украине ездят транспортные средства. Эксплуатируются они безобразно.  Технические возможности транспорта при его переоборудовании никто экспертно не оценивает, они имеют повышенную угрозу опрокидывания. Учитывая  экономию на их техническом содержании, у такого транспорта  низкое качество тормозной системы. Сейчас все проверки транспортных средств у нас – из области фантастики. Поэтому мы, к сожалению, понимаем, что одно дело сыграть в такую быструю «катушечку» — устроить одновременно проверки всех маршруток, чтобы  показать, что вот мы делаем, поднять лозунги,  и премьер озабочен, и министр   что-то говорит. Когда эта имитация и агитационная экзальтация выплеснется, все встанет на круги своя.

DOSSIER →   Минобороны выявило нарушения более чем на 10 млрд грн: что показал аудит

-Чем вся эта показуха может закончиться?

-Угроза значительно более реальная  в том, что за этой ситуацией может последовать передел рынка. Тревога эта небезосновательная.  Все дело в том, что мир, из которого можно внутри Украины добывать деньги,  жутко сужается.  И я это вижу по таким, самым неожиданным сегментам, как, допустим, рынок безопасности.  Сейчас идет перераспределение созданных компаний, но уже под конкретных чиновников.

-Грядет передел рынка перевозок?

— Не исключено. Я так понимаю, что объем людей, нуждающихся в перевозке, меньше не станет, и неразрешенность проблем, с точки зрения невозможности муниципального обеспечения  перевозок, лучше не станет, а значит соблазн заработать на этих перевозках достаточно велик. Под шумиху и поднятыми сейчас лозунгами попытаются не самых радивых и не самых умных людей с этого рынка выкинуть и подчинить его своим интересам.  Я боюсь, что это приведет к одним из самых болезненных результатов,  которые будут получены.

— Будет ли иметь этот процесс политическую окраску?

-Надо понимать, что мы вообще страна политической проституции, поэтому у нас политическую окраску имеет всё. Особенно сейчас каждое гордое заявление того или иного народного депутата или еще кого-то о том, как он переживает и радеет за свою страну, за ее народ, естественно, делается в политических целях, чтобы как-то себя преподнести, показать, что только я и именно я все делаю.

— Рынок перевозок у нас погряз в коррупции…

— Безусловно. Все эти уродливые явления в сфере перевозок присущи  стране с высоким уровнем коррупции.  Отвратительно, но коллапс на дорогах Украины абсолютно прогнозируемый. Перевозчики — это лакмус, яркий маркер ситуации, поскольку в этой сфере вращаются незаконные деньги, эта тенденция определяет все изъяны. Очевидно, что ситуация с полным отсутствием безопасности на сегодня доминантно капитализирована коррупцией. Сфера перевозок давно стала кормушкой для многоярусных слоев чиновников. За деньги закрываются глаза почти на все нарушения. Это яркий пример того, как общество само себя разъедает фатальной безнаказанностью и безответственностью.

DOSSIER →   ВАКС назначил к рассмотрению дело о «пленках Вовка»

-Как можно изменить ситуацию?

-Государство о нас заботиться не хочет. Высочайший градус социальной агрессии  низкий уровень культуры стали показателям нашей жизни. Мы — страна с убитыми дорогами, ремонты  дорог у нас только имитируются. Базовый автопарк в Украине старый и все больше стареет, большинство украинцев живут все хуже, продажи новых авто микроскопичны. Водителей у нас практически нет, все уезжают работать за границу. Водитель — это международная профессия, а у нас на перевозчиках ездят худшие водители. Поэтому трупы и пострадавшие в авариях могут только множиться.

На ситуацию обязаны влиять общественные институции, сайты, необходимо публичное жесткое реагирование самого общества.