Рейс Ил-76 ВСУ доставил важное медоборудование для борьбы с Covid-19. Как прошел рейс, кто его пытался сорвать и когда будет новый
Вчера ночью в аэропорту Борисполь приземлился Ил-76 Вооруженных Сил Украины, который доставил из Китая маски, аппараты ИВЛ и тесты для выявления коронавирусной инфекции.
«Я стал свидетелем глобальной, и, откровенно говоря, довольно страшной конкуренции — за медицинское оборудование, — написал на своей странице в Facebook народный депутат Андрей Мотовиловец, сопровождавший рейс из Китая. — Наши консулы непосредственно на заводах встречают консулов других стран (Россия, США, Франция), которые хотят забрать наши заказы себе. У нас оплата заказов прошла заранее, безналичными платежами и с подписанными контрактами — у них больше денег и кеш. И мы сражаемся за каждый груз».
Корреспондент LIGA.net задал 10 вопросов Андрею Мотовиловцу о том, какое именно медоборудование для борьбы с Covid-19 доставили, как прошел рейс и кто хотел ему помешать.
— Кто вас уполномочил сопровождать рейс?
— После заседания Верховной Рады во вторник 17 марта, зашел в офис президента к Кириллу Тимошенко (замглавы Офиса президента. — Ред.) и он попросил помочь в организации работы штаба по сбору денег от бизнеса. Я пригласил ряд финансистов, развернули маленький штаб, который аккумулирует деньги и занимается поиском поставщиков.
Я был неким связным звеном между поставщиками, украинскими бизнесменами, которые давали деньги на закупку и госорганами. Поэтому приняли решение, что и я должен сопровождать груз. Как только завод-поставщик подтвердил готовность грузить нам тесты, оплатили заказ и организовали борт министерства обороны.
— Какая задача была поставлена?
— Моя задача — коммуникация, связь и помощь. Основную работу выполнили пилоты и люди которые дали деньги на которые это все закупили. Также колоссальную работу провел МИД, который максимально оперативно провел согласование полета через все страны. Ребята реально творили чудеса.
— Сколько длился полет?
— 24 часа туда, 24 часа назад, 14 часов мы ждали поставку товаров и прохождения таможенных процедур непосредственно в аэропорту.
— Что именно привезли?
— Два вида тестов: для ПЦР (полимеразной цепной реакции) и 250 000 экспресс-тестов (количество тестов ПЦР не разглашается. — Ред.). Также, доставлены медицинские маски разной степени защиты, дезинфекторы, аппараты искусственной вентиляции легких и другие средства, необходимые для борьбы с COVID-19.
Медоборудование собирали с различных предприятий, разбросанных по всему Китаю. Часть из Шанхая, часть из Пекина. Когда товар приехал, он аккумулировался на складе в аэропорту и грузился на борт. Все тесты рекомендованы МОЗ Китая и согласованы с посольством Китая в Украине.
— Кто финансировал закупку?
— Лабораторные тесты закуплены на деньги [китайского миллиардера] Джека Ма и компании AliBaba. Остальное — из фонда, который создали украинские бизнесмены. Вы их видели на на недавнем совещании с президентом.
— Вы писали, что консулы разных стран — России, США, Франции — прямо в аэропорту пытаются забрать наши заказы себе. Как это выглядит на практике?
— Китай — это муравейник, из которого сейчас вылетает все. Потребность в средствах защиты и тестах высочайшая. Идет глобальная конкуренция за жизни своих людей. Сейчас вся Европа сидит там в попытках получить груз. Первая линия конкуренции — непосредственно на заводах, куда приезжают консулы, представители посольств и пытаются перекупить товар. Вторая — прямо на таможенном складе. Приходили и говорили: не проводите оформление, мы заберем все.
Наши поставки аккумулировал таможенный брокер от компании Алибаба Джека Ма. У него пытались выкупить наши экспресс-тесты — готовы были подписывать и закрывать контракт прямо на месте.
— Кто от Украины непосредственно договаривается о поставках с заводами в Китае?
— Мы привлекли агентов украинских бизнесменов. Давал своих агентов Смарт-холдинг (принадлежит бизнесмену Вадиму Новинскому. — Ред.) — они непосредственно бегали и искали. Все остальное координирует Офис президента.
— В это же время украинский Ан-124 «Руслан» доставлял из Китая в Чехию 5 млн масок и 2 млн тестов. Почему Украина использовала Ил-76, а не более вместительный Руслан?
— Чехия раньше подписала контракт с Антоновым насчет использования «Руслана». Плюс он очень большой и дорогой. Мы слетали намного дешевле. Стоимость рейса Руслана начинается от 600 000 грн. И от 240 000 грн — при использовании Ил-76. В будущем планируем контрактовать и Антонов и других каргоперевозчиков — здесь тоже есть конкуренция.
— Когда следующий рейс? Какой план?
— У нас есть четкий график, когда и что заводы будут поставлять. Под этот план мы формируем рейсы. Точную дату не могу назвать, но он точно будет на этой неделе.
— Как себя чувствуете? Вы на карантине?
— Я помещен в карантин на 5 дней с момента нахождения в Китае.