Реформа «упрощенки»: какой опыт стоит перенять Украине

FavoriteLoading_Добавить публикацию в закладки

Упрощенная система налогообложения стала одним из наиболее болезненных вопросов налоговой реформы. Законодатели не могут договориться, что делать с действующей упрощенной системой: сохранить ее в нынешнем виде, модернизировать или вообще отменить.

Как проблемы налогообложения малого бизнеса решают в других странах мира в своей колонке на «Лига. Финансы» рассказал экономист, координатор экономических групп Экономической экспертной платформы Олег Гетман.

Почему упрощенная система важна

Опыт других стран свидетельствует о важной роли микробизнеса в экономике. Положительными эффектами от его деятельности являются:

  • поддержание конкурентной среды. Позволяет создавать благоприятные условия для покупателей, улучшает качество жизни и увеличивает покупательную способность населения;
  • конкуренция на рынке труда (среди работодателей, а также самозанятых лиц). Способствует росту занятости и зарплат, улучшению условий труда, повышению квалификации рабочей силы;
  • создание рабочих мест, небольшими средствами и без необходимости государственного вмешательства;
  • борьба с бедностью. Стоимость создания одного рабочего места в микробизнесе – наименьшая из всех других вариантов;
  • реализация граждан. Важной является роль микробизнеса в качестве «колыбели» для реализации творческого, в частности, предпринимательского потенциала;
  • детенизация. Во многих странах мира специальные упрощенные налоговые режимы используются как инструмент детенизации и развития микробизнеса.

Исследования специалистов Института социально-экономической трансформации позволяет выделить две системы налогообложения микро и малого бизнеса:

  • в рамках общей системы налогообложения с применением особых, чаще упрощенных, правил ведения учета доходов и расходов, отчетности и уплаты налогов, льгот или изъятий из базы налогообложения по отдельным видам налогов;
  • путем введения специальных режимов налогообложения.

Модели налогообложения малого бизнеса

В мире можно выделить пять базовых моделей налогообложение микро и малого бизнеса:

  1. налогообложение физических лиц;
  2. упрощенный режим налогообложения;
  3. налог с выручки, с оборота;
  4. фиксированный налог;
  5. патент, специальное разрешение.
DOSSIER →   Образовательные траектории и автономия университетов: Рада приняла закон о реформе высшего образования

Специальные налоговые режимы для малого и микробизнеса являются распространенным явлением во всем мире. Ведь он имеет свои особенности, по сравнению с крупным и средним бизнесом. К тому же играет важную социальную, экономическую и политико-экономическую роль, которая оправдывает особое отношение.

Не наблюдается никаких проблем в сотрудничестве микробизнеса с юридическими лицами; малым предпринимателям, самозанятым, в большинстве стран не нужно вести полный товарный учет или бухгалтерский учет – предусмотрены значительные упрощения в ведении учета.

Кому нужны РРО?

Упрощенная система налогообложения в Украине не является ни экзотической, ни аномальной. Почти все страны имеют упрощенные системы, как для юридических лиц, так и для физических. Наиболее сложные и обременительные упрощенные режимы применяются в «нордических» странах с традиционно высокой налоговой культурой и сильными государственными институтами. В то же время «южные» страны относятся к микробизнесу либеральнее.

В последнее время набирают силы мировые тренды на увеличение доли фрилансеров, индивидуальных предпринимателей, самозанятых. Почти во всех странах они имеют возможность сотрудничать с юридическими лицами, получать вознаграждение от технологических платформ и т.п.

Тотальная фискализация не является распространенной практикой и «мировым трендом». Согласно выводам экспертов МВФ, по итогам исследования результатов фискализации в 20 странах мира (WP/15/73), положительный фискальный эффект от обязательного введения кассовых аппаратов нельзя считать доказанным. Утверждение же о молниеносном успехе фискализации основывается на отдельных примерах и не подтверждается имеющимися данными.

Под положительным эффектом подразумевается краткосрочное (на год-два) увеличения налоговых поступлений. Все положительные эффекты, которые наблюдались от фискализации, за несколько лет исчезали, а затраты бизнеса и государства оставались.

Фискализация не нужна малому и микробизнесу в случаях, когда предприниматели ограничены в возможностях для превышения предельных лимитов упрощенной системы.

DOSSIER →   В Украине предложили ввести жесткие штрафы для учеников за прогулы и ненадлежащее поведение

В странах ЕС и Азии используются следующие подходы:

а) РРО не нужны до определенной суммы годового оборота

б) РРО не нужны для определенных категорий товаров/услуг или наоборот – нужны для определенных рисковых категорий товаров/услуг

в) РРО не нужны для рынков и небольших торговых площадей

г) РРО не используется для малого бизнеса, зато ставки налога зависят от торговых площадей, видов товаров, количества наемных работников.

Есть аномалии в отдельных странах – слишком широкая фискализация (например Грузия) или почти полное отсутствие фискализации (некоторые страны Латинской Америки и Африки) – но это не является распространенной практикой и приводит к негативным последствиям.

Из этих моделей Украине целесообразно было бы применить модели «б» и/или «в»: фискализация исключительно рисковых категорий плательщиков. Это могут быть предприниматели, реализующие товары на больших торговых площадях, реализующие значительное количество товаров через сеть интернет и т.п.

Выводы

Прежде всего необходимо обеспечить комфортные условия для существования и развития малого и микробизнеса: сохранить текущую упрощенную систему налогообложения и упростить общую систему налогообложения, приблизив ее к упрощенной.

Среди позитивных идей:

  • замена дискреционного налога на прибыль инновационной моделью налогообложения выведенного капитала,
  • существенное снижение нагрузки на фонд оплаты труда,
  • модификация налога на недвижимое имущество,
  • упрощение администрирования и т.п.

Также крайне важным является постепенное уменьшение возможностей для злоупотреблений. Эффективный контроль должен быть сосредоточен на исключительно рисковых категориях плательщиков, с точки зрения возможных злоупотреблений упрощенным режимом.