Реформа образования в сфере искусств, или Как «поставщикам услуг» вернуть достоинство педагогов

FavoriteLoadingзакладки →

С 1 сентября вступила в силу реформа начального образования в сфере искусств, что вызвало бурю негодования представителей музыкального искусства. Беспокойство педагогов, родителей и детей заключаются в ряде вопросов, которые изменила или добавила реформа (сокращение часов обучения, изменение программ, новые правила аттестации и тому подобное). Но на самом ли деле эти изменения являются такими уж «плохими» или все-таки действенными, рассмотрим, отталкиваясь от разных точек зрения

«Нет — преступной реформе!», «Приказ № 628 об аттестации — унижение достоинства преподавателя!», «Крепкое государство начинается с уважения к учителю!», «Минкульт против детей!», «Оставьте детям и преподавателям искусство!» — такими плакатами пестрела площадь возле Офиса президента на Банковой.

1 сентября там состоялась акция протеста против реформы в предложенном Министерством культуры виде. На ней присутствовали не только преподаватели, родители и ученики, но и все неравнодушные к искусству люди.

Возмутили общественность и заставили говорить о неудовлетворенности два приказа: приказ № 352 от 24.04.2019, который обязывает с 1 сентября 2019 года проводить набор учащихся в 1 класс по новым учебным планам образовательной программы, и приказ № 628 от 12.07.2018 по вопросу аттестации педагогических работников учреждений образования сферы культуры. Преподаватели уверены, что эти приказы способны спровоцировать полное разрушение системы музыкального образования в стране. Почему?

Дискуссионные вопросы реформы

Факторы снижения качества (сторона педагогов, родителей) Контраргументы от реформаторов
Уменьшение количества учебных часов Увеличение продолжительности образовательного процесса
Сокращение преподавателей/уменьшение заработной платы Уменьшение нагрузки: количество выполненной работы перерастет в качество
Введение новых программ и изменения в предметах Становление прочного теоретического фундамента
Изменения в аттестации педагогов Обеспечение высокого качества начального музыкального образования в Украине
  • Уменьшение количества учебных часов

По словам преподавателей, введение в действие приказа № 352 инициирует уничтожение среднего и высшего звеньев образования, что в дальнейшем повлечет недостаток в кадрах как в сфере педагогики, так и исполнителей, приведет к потере учениками навыков, снижению результатов обучения в музыкальных школах до уровня кружков. Ведь одним из нововведений является уменьшение количества учебных часов в музыкальных школах.

«Музыкальное образование — индивидуальный процесс, происходящий именно в стенах музыкальной школы, а из-за реформы этот процесс сокращается до минимума (приравнивается к уровню кружков по интересам)», — говорит преподаватель музыкальной школы № 31 города Киева.

Это означает, что вместо двух уроков специальности по 45 мин/неделю должен проходить один с распределением его на две части (по 22 мин). Также количество учеников в группах должно вырасти с 6-10 до 15. Учителя жалуются, что таким образом (через сокращение часов и увеличение количества учащихся) существенно уменьшится качество процесса обучения. Ведь до реформы планирование и выполнение индивидуального рабочего плана на каждого ученика напрямую зависело от его способностей и умения работать (учителя не требовали от своих учеников выполнения определенных планов вопреки возможностям детей).

Еще более нереально звучит норма для учеников до 6 лет, продолжительность урока для которых должна достигать 30 мин, поэтому если разделить такой урок на два занятия, то получится 15 минут, когда, по словам педагогов, даже 22 минуты для других старших учеников хватит только на настройки инструмента, разогрев и исполнения гамм.

При таких условиях есть вероятность, что родители будут отказываться отдавать своих детей в музыкальные школы, а тем более если они проживают в сельской местности, то смысла ездить в музыкальную школу в город или ближайший райцентр за 20 км никто не станет.

Министерство культуры же в контексте недовольства со стороны учителей и некоторых родителей из-за сокращения объема учебной нагрузки апеллирует к осознанию важности вопроса сохранения здоровья малолетних детей (6-9 лет), отмечая, что если школа искусств имеет возможности предоставлять для детей старшего возраста больший объем содержания начального образования в сфере искусства и гарантировать получение учащимися соответствующих результатов обучения, она может устанавливать и больший объем учебной нагрузки как в целом, так и в рамках учебных дисциплин. Такой принцип позволяет учесть специфику и возможности каждой школы искусств.

  • Увеличение продолжительности образовательного процесса
DOSSIER →   Зеленский уволил Данилова и назначил разведчика секретарем СНБО

Главным контраргументом по поводу заявлений учителей о недостаточности времени на качественное обучение музыке реформаторы определили увеличение продолжительности образовательного процесса от шести и восьми лет до одиннадцати (считается начальным уровнем образования в сфере искусств).

Теперь обучение в музыкальных школах страны условно разделяется на три уровня: элементарный, базовый (с делением на общее и начальное профессиональное направление) и углубленный, предназначенный исключительно для тех соискателей образования, которые выбрали творческую профессию. Каждый уровень имеет четко определенные возраст детей и время работы с учениками. К примеру, элементарный уровень предполагает обучение детей шести лет, базовый — 10 лет, углубленный — 15.

При этом школы искусств могут осуществлять обучение и по образовательным программам раннего творческого развития. Также стоит отметить и то, что наличие углубленного уровня в школах искусств не является обязательным требованием, а определяется с учетом необходимости: спроса со стороны детей и их родителей, территориальной удаленности учреждений профессионального предвысшего профильного образования и тому подобное.

Было Согласно Положению о художественной школе
6 или 8 лет обучения в школе искусств Элементарный подуровень начального творческого образования – 4 года при поступлении в возрасте 6-7 лет (первый класс начальной общеобразовательной школы)
Средний (базовый) подуровень начального творческого образования – 5 лет при переходе с элементарного подуровня (пятый класс общеобразовательной школы); для направлений, которые не предусматривают элементарного подуровня, продолжительность может увеличиваться
Углубленный – 2 (3) года для отдельных направлений обучения (видов искусства), по желанию школы

Такие изменения являются важными, ведь до реформирования главным препятствием для поступления абитуриентов в музыкальные вузы было отсутствие полного общего образования. С помощью синхронизации музыкальной школы и общеобразовательной проблема была решена. Отличие лишь заключается в том, что ученик музыкальной школы может ограничиться первым (элементарным подуровнем) или первым и вторым подуровнями, получив при этом соответствующий аттестат.

  • Сокращение преподавателей/уменьшение заработной платы

В связи с уменьшением количества уроков и рабочих часов уменьшится и нагрузка у учителей. Отсюда следует как мгновенная реакция в виде увольнений, умышленных сокращений или перевода педагогов на полставки, так и потенциальная: молодежь не будет идти в педагогику при образовательных заведениях сферы искусств, школы не будут пополняться новыми кадрами, а это ведет к постепенному упадку фундамента музыкального образования.

  • Введение новых программ и изменения в предметах

Такие дисциплины, как сольфеджио (направлена на воспитание и развитие музыкального слуха), и музыкальная литература (изучение музыкальной истории, творческой деятельности и биографии классиков мировой музыки для расширения музыкального кругозора) были заменены на музыкальную грамоту и практическое музицирование (подчеркивая важность получения теоретических знаний) и беседы об искусстве соответственно.

«Мой предмет (сольфеджио, — ред.) много лет был и является неотъемлемой частью формирования у учащихся ритмики, мелодики, чувства такта. Невозможно научиться выполнять музыкальные композиции, не уделив достаточного внимания аспекту слуха», — говорит о нововведениях преподаватель сольфеджио одной из киевских школ.

Также новые программы не будут предусматривать таких направлений, как сольное пение и театральное искусство, а остается только хоровое пение. Поэтому если родители захотят отдать своего ребенка на индивидуальные занятия по пению, придется обращаться к частным преподавателям.

  • Изменения в аттестации педагогов

Приказ № 628 от 12.07.2018 по вопросу аттестации педагогических работников учреждений образования сферы культуры, в отличие от своего предшественника, задел не только исполнительское мастерство, приобретенное за годы работы в сфере музыкального образования, но и, по словам самих преподавателей, — достоинство.

DOSSIER →   Законопроект об ответственности за присвоение государственных функций

Теперь для того чтобы пройти аттестацию, каждый учитель обязан собрать огромное количество бумаг, доказательств подтверждения результатов своей педагогической деятельности, а главный результат работы — победы учащихся в конкурсах, вступление в высшие учебные заведения сферы искусств — нивелируется, становясь «дополнительным» показателем. Однако такие показатели, как посещение учеником уроков и количество классов, которые он преодолел, считаются основными, притом что существует большое количество причин, к которым учитель не имеет никакого отношения и которые влияют на посещаемость или решение продолжить обучение.

Волнение педагогов вызвано и обязательным экзаменом в программе на компьютере, где автоматически высчитываются баллы. «Я все лето пыталась понять суть нового порядка аттестации, читала разъяснения на 95 страницах, просила сына и внуков объяснить мне, как вообще работать с компьютером. Но пока бесполезно. Не знаю, чего мне ждать от этой процедуры, которая, кстати, уже в октябре», — с волнением рассказывает преподаватель Черкасской музыкальной школы № 2. Ведь раньше аттестация проводилась в апреле, давая шанс преподавателям, которые по тем или иным причинам не смогли ее пройти, доработать до конца учебного года.

Педагоги также считают, что приказ нарушает их честь и достоинство, позволяя детям анкетировать своих преподавателей (в специальных дневниках указывать о качестве проведения урока, опозданиях учителя, его поведении и отношении). Учителя говорят: «Если я поставлю ребенку 12, то, соответственно, он будет писать о том, какой я хороший учитель. Но чего тогда ждать от ребенка, если я или другие педагоги отругают его за невыполненное домашнее задание?». Этот вопрос переплетается с темой возмущений учителей и в общеобразовательных школах, которые тоже считают, что сейчас учитель существенно ограничен в своих правах перед учениками и их родителями.

Говоря же о стороне родителей, то стоит отметить, что далеко не все поддерживают сопротивление преподавателей. Ведь многие считают, что учителя должны соответствовать нормам качества выполненной работы (оказанной услуги).

«Я хочу быть уверена в том, что мой ребенок получает качественное образование, ему уделено достаточно внимания, учитель не тратит время урока зря, опаздывая на него или говоря по телефону», — говорит Виктория, которая планирует отдать ребенка в музыкальную школу и полностью поддерживает требование по аттестации преподавателей.

Судя по разговорам во время акции возле Офиса президента, многие родители положительно настроены на такие изменения, готовы оценивать работу преподавателей (что позволяет Положение), присутствовать на уроках. Часть из них считает, что педагогический состав музыкальных школ является «устаревшим», и только изменение правил аттестации сможет отсеять опытного работника с багажом полезных знаний от преподавателей, которые на самом деле не в состоянии проводить уроки с той же ритмикой, преданностью и активностью, как 10 лет назад.

«Родители или другие представители соискателей начального творческого образования из числа несовершеннолетних лиц являются партнерами школы и активными участниками школьной жизни. Современная художественная школа сотрудничает с родителями и другими представителями соискателей начального творческого образования в вопросах приобретения соискателями соответствующих художественно-образовательных компетентностей, создания условий для их творческого развития и самовыражения», — говорит выдержка из Концепции современной школы искусств Министерства культуры.

Преподаватели сомневаются в существовании такого типа отношений между родителями и педагогами, как оценка работы. «Не понимаю, как родители без специального образования могут определить или оценить уровень работы педагога, например, по предмету «Чтение нот с листа» или «Аккомпанемент» (именно этот критерий оценки определен в Положении как основной для присвоения или подтверждения квалификационной категории преподавателю, — ред.)», — отмечает преподаватель Черкасской музыкальной школы № 2.

DOSSIER →   Зеленский уволил Данилова и назначил разведчика секретарем СНБО

Подытоживая все беспокойства и мысли, Министерство культуры говорит все же о позитивных изменениях, где Положение об аттестации педагогических работников учреждений (организаций) образования сферы культуры разработано исключительно с очень важной целью — установление четких, измеримых показателей оценки деятельности педагогических работников. Ведь до Положения критерии оценивания были субъективными, охватывали лишь концертную деятельность воспитанников (теперь же охватывают весь спектр деятельности педагогических работников), а сроки аттестационных процедур сокращены с девяти до трех месяцев, что дало возможность педагогическим работникам получать повышение заработной платы по результатам аттестации на полгода раньше, чем это было предусмотрено предыдущей процедурой.

Возможен ли консенсус?

Законом Украины «Об образовании» и Положением о школе искусств дается право и даже обязывают школы разрабатывать, принимать и утверждать собственные образовательные программы. Собственные образовательные программы могут быть как на основе типовых образовательных программ, утвержденных Минкультуры, так и без их учета. Определять минимальный стандарт Минкультуры заставила проблема закрытия свыше 85% школ искусств, которые не могут выполнить существующие нормативы учебной нагрузки.

Таким образом, наличие минимального норматива (стандарта) призвано создать возможности для большинства школ его выполнять, а для тех, кто имеет более широкие возможности для реализации образовательных программ, — установить собственные повышенные нормативы начального художественного образования. В этом заключается реализация права художественных школ, которые одновременно относятся и к системе внешкольного образования, на собственную академическую автономию в соответствии с законом.

Несмотря на это, реформа все же вызвала бурю негодования среди представителей музыкальной элиты страны, которые кроме финансовых аспектов говорят о собственном достоинстве: «Реформа — кастрация учебных планов и программ, которая уничтожает украинскую культуру!», «Музыкальное образование создавалась годами не для того, чтобы в один момент люди, которые не имеют никакого отношения к музыке, его меняли!», «5 горе-реформаторов поставили на колени 20 тысяч преподавателей Украины».

Очевидно, проблему следует решать с помощью диалога двух сторон, где ныне со сменой правительства должна измениться и политика внедрения реформ. Для того чтобы говорить о критериях качества работы педагогов, продолжительности занятия с учениками, изменении учебных планов и прочем, должны собираться эксперты этих отраслей. Ведь не только наиболее важный и эмоциональный для педагогов любых школ (искусств или общеобразовательных) момент относительно аттестации и оценивания их работы учениками (который заставил большинство преподавателей говорить о своих правах) должен внедряться постепенно, с объяснениями и подсказками, но и вся система реформирования музыкального образования.

«Надо урегулировать этот морально-этический аспект, определить такой механизм, который бы не был унизительным для педагогов. Нужно привлекать и чиновников министерства, и родителей с детьми, как субъектами образовательного процесса, и экспертов музыкальной среды», — говорит о возможном варианте предотвращения дальнейших конфликтов участник акции против введения реформы в системе музыкального образования, фронтмен группы «Антитела» Тарас Тополя.

Ирина Шостак