Рада хочет снизить некоторые налоги: когда и как это повлияет на украинцев

FavoriteLoadingзакладки →

По сути, налог на добавленную стоимость является налогом на потребление. Его плательщиками выступают конечные потребители продукции.

Разработанный депутатами законопроект по уменьшению размера ставки налога на добавленную стоимость (№ 2757) предусматривает постепенное уменьшение основной ставки налога на добавленную стоимость (НДС).

С 1 января по 31 декабря 2021 – 19%;

С 1 января по 31 декабря 2022 – 18%;

С 1 января по 31 декабря 2023 – 17%;

С 1 января по 31 декабря 2024 – 16%;

С 1 января 2025 – 15%.

Сколько налогов на самом деле платят украинцы, смотрите здесь:​

По мнению авторов законопроекта, его принятие будет способствовать снижению цен для конечного потребителя. В то же время будет иметь положительный эффект на внутреннее производство и экономическое развитие, рост валового внутреннего продукта, а также увеличит привлечения в оборот средств у субъектов экономической деятельности.

Однако Григол Катамадзе убежден, что Украине нужно не только снижать ставки, но и уменьшать количество налогов. Конечно, если мы хотим чтобы страна и бизнес начали развиваться. Так делали в большинстве успешных стран, которые за короткое время провели реформы, в частности, в налоговом секторе.

Эксперт предлагает объединить в один налог единый социальный взнос и налог на доходы физических лиц. Сюда же можно было бы включить военный сбор, хотя, по мнению Катамадзе, его лучше было бы убрать.

Также пока нагрузка на фонд оплаты труда установлена на уровне 41,5%, поэтому желательно было бы ее в течение трех лет снизить до 20%. Такой комплексный подход позволит очень быстро развиваться украинской экономике и отечественному бизнесу.

По убеждению Григола Катамадзе, если мы будем продолжать действовать так, как в течение последних пяти лет, – вносить косметические изменения вроде уменьшения НДС с 20 до 15%, то они не дадут результата, которого ожидает общество.

DOSSIER →   Президент подписал мобилизационный законопроект

Кстати, в 2015 году бизнес-сообщество настаивало на проведении системных изменений, в частности, сокращения налогов, уменьшения ставок, однако тогда не смогли договориться исполнительная и законодательная ветви власти. Они ограничились снижением ЕСВ. Конечно, это дало результат, но не тот который был при наличии системного подхода.

​Количество налогов в Украине стоит уменьшить / Фото 24 канала

Противники такой инициативы говорят, что в случае уменьшения налогов снизятся и поступления в бюджет. Тем, кто так считает, Григол Катамадзе приводит следующий пример: все слышали о налоге на прибыль, но многие его не платят. Даже в Минфине признали, что лишь 10% от зарегистрированных в Украине компаний платят налог на прибыль. Зато абсолютно большая часть находит возможности для того, чтобы оптимизировать его. Как следствие, в бюджет не попадает большое количество денег. Обще понятно, что большая часть бизнеса в тени. Специалисты посчитали и разработали законопроект, в котором предлагают заменить налог на прибыль налогом на выведенный капитал. Это же не просто убрать один, не введя другой, речь идет про отсроченный налог.

Такой налог администрировать гораздо легче. Если вы с прибыли будете забирать дивиденды, роялти и т.п., тогда платите соответствующий налог, добавляет Катамадзе.

Такой подход решает проблемы с коррупцией. Но есть противники подобных изменений, которые говорят – если мы это заменим, тогда эти и 10% компаний, которые платят налог на прибыль, не будут платить его, и мы недополучаем в бюджет определенное количество денег. В странах, где заменили налог на прибыль налогом на распределенный капитал, тоже недополучили в бюджет определенные средства. Однако эти деньги пошли на развитие бизнеса, поэтому нельзя говорить о потере бюджетных денег. В результате таких изменений бизнес начал активно развиваться. Украинскому бизнесу тоже стоит дать такой толчок, чтобы он “расправил крылья”.