Предчувствие земельного Майдана

FavoriteLoadingзакладки →

или Почему нам нужен общенациональный консенсус между всеми участниками рынка сельскохозяйственных угодий

Если быть честным и называть явления и вещи своими именами, нужно признать, что рынок сельхозугодий действует в Украине с момента разделения на паи колхозных земель, то есть с конца 1990-х. Поэтому общественную дискуссию относительно возможности или невозможности покупки-продажи «матушки-земли» можно считать свершенной еще тогда. Противники рынка безнадежно проиграли, поскольку в Украине появился мощный класс мелких землевладельцев-пайщиков, интерес которых заключается в том, чтобы выгодно продать или передать в аренду свои наделы, или хозяйничать на них обособленно. Активное обращение паев началось еще в 1998—1999 годах, в руки состоятельных людей стали переходить большие массивы, целые хозяйства. Этот процесс был полностью легальным, пока тогдашний президент Леонид Кучма не остановил его своим указом, а фактически, перевел в теневую сферу.

ПО ЗАКОНАМ ТЕНИ

В головах аграриев и других состоятельных людей родилось несколько схем выкупа паев в обход моратория. Сначала это были соглашения мини-паев на землю под застройку. Был еще и такой вариант: паи, которые принадлежали семье агрария, были поделены на 100—200 земельных участочков площадью от одной до пяти соток, оформлялись на них акты на право собственности, а затем выменивались на полноценные паи. Таким образом вместо 15 гектаров фермер получал 300 гектаров. Но органы прокуратуры, раскрыв такие земельные сделки, стали с ними бороться, а Госгеокадастр разъяснил, что можно обменивать только пай на пай. Однако у судов не было единогласного мнения по поводу этой коллизии, и только в 2014 году Верховный Суд Украины вынес окончательный вердикт: «Противозаконно». Потом начали активно использовать эмфитевзис, заключали соглашения на 100 и даже на 200 лет, это право не было ограничено в сроках, его можно было передавать в залог, вносить в уставный капитал и только в прошлом году эту лавочку прикрыли, ограничив срок действия эмфитевзису до 50 лет. Тогда была запущена схема с составлением завещаний. За это дедушки и бабушки получали по 1-2 тыс. долларов за гектар. Однако иногда эта комбинация дает сбой, поскольку владельцы паев, наслушавшись басен о том, что их паи в действительности стоят, как киевские квартиры, начинают привередничать, требовать пересмотра соглашения, а в случае отказа переписывают завещание на кого-то другого.

Теневой рынок земли живет по своим законам, здесь происходят спады и всплески предложения, однако цена неуклонно растет. Согласно исследованию сотрудника Института экономики НААНУ Юлии Бездушной, стоимость земли в Винницкой области составляет 1800—2200 дол/га, на Волыни — 180—2000, Сичеславской (Днепропетровской) — 1000—6000, Донецкой — 1000—6000, Житомирской — 1000—5000, Киевской — от 2000 до 100 тыс. (в Княжичах), Володарском районе — до 15 тыс., Кагарлыкском районе — до 9 тыс., в Закарпатской обл. — 5—6 тыс., Кировоградской — от 500—2000 дол/га, Луганской — 1000—2000, Полтавской — до 20 тыс., Львовской — 400—2000, Николаевской — 1700—20 000 дол/га. Средняя цена по Украине — 2 тыс. дол/га. Земельный капитал Украины, исходя из этой цены, достигает 24 млрд дол, что составляет всего-навсего 2% капитализации компании APPLE.

DOSSIER →   Зеленский уволил Данилова и назначил разведчика секретарем СНБО

ОФФШОРАМ — «НЕТ», ХОЗЯИНУ — «ДА»

По разным оценкам, на протяжении последних 20 лет в другие руки на разных условиях перешло 60—80% паев. А потому аргумент авторов земельной реформы об угрожающих масштабах теневого рынка сельхозугодий выглядит достаточно-таки убедительно. Это и в самом деле реальность, от которой никуда не денешься. Но на нее можно реагировать по-разному. Все зависит от того, какую аграрную модель хочет выстроить государство, хочет ли согласовать в ней интересы абсолютно всех участников рынка (государства, общества, владельцев паев, фермеров и средних сельхозпроизводителей, агрохолдингов), или стать на сторону какой-то посторонней силы.

Похоже, «Слугам» нравится модель, которая практически прогибается под ту ситуацию, которая сложилась в теневой сфере и рынке мировых капиталов, которым, по выводу члена-корреспондента НАНУ Владимира Сиденко, стало очень неуютно в оффшорах, а потому они ищут путей легализации. А потому большинство аграриев и экспертов, которые осознают все риски, утверждают, что законопроект парламентского большинства несостоятелен и в юридическом и в концептуальном планах. Фермеров, средних аграриев, научных работников беспокоят в нем три момента: возможность приобретения паев юридическими лицами, направленность законопроекта на концентрацию больших массивов в одних руках, отсутствие механизмов предотвращения спекуляции и много чего другого, что не дает возможности сделать рынок цивилизованным и ставит крест на фермерстве.

Очень важный момент, который должен был бы учесть законопроект об обращении сельхозугодий — квалификационные требования к покупателям земельных участков сельскохозяйственного назначения, согласно ст. 130 Земельного Кодекса Украины, которая предусматривает, что их покупателями могут быть граждане Украины, которые имеют сельскохозяйственное образование, или опыт работы в сельском хозяйстве. Однако эта норма современными украинскими законодателями игнорируется. На это обращает внимание член-корреспондент НАНУ Игорь Прокопа. Он наводит ряд примеров действенного европейского законодательства, которое достаточно жестко контролирует так называемую аграрную возможность фермера. В Швейцарии производственной единицей в сельскохозяйственной отрасли является самостоятельное хозяйство. Самостоятельный хозяин должен быть способен самостоятельно вести такое хозяйство и лично в нем работать. Для этого он должен иметь соответствующую квалификацию, и даже… такие личные и моральные качества, как здоровье, воля, ответственность, для того чтобы успешно вести хозяйство. Подобные требования есть в Дании, Германии, Франции.

ВМЕСТО ИНВЕСТИЦИЙ — УПАДОК

Экономика и в частности АПК получат безумные инвестиции, ВВП будет расти, будут увеличиваться поступления в бюджеты ОТГ, обещают авторы земельной реформы. Это далеко не так, отрицает заместитель директора ННЦ «Институт аграрной экономики» Ольга Ходакивская. На протяжении первых пяти лет в аграрном секторе будет наблюдаться в лучшем случае застой, поскольку аграрии все свои сбережения, предусмотренные на развитие (приобретение техники, строительство), вложат в приобретение сельхозугодий. Правительство обещает внедрить программу компенсации учетной ставки кредита, взятого на покупку земли сроком на пять лет, выделив на это 4,4 млрд грн, однако анализ нынешнего финансового состояния хозяйств, особенно после обвала цен на сельхозпродукцию, свидетельствует о том, что аграриям для погашения кредитов понадобится 15—20 лет. Как повлияет на экономику денежная масса, полученная от продажи паев? Авторы земельной реформы автоматически добавляют эту сумму к ВВП и за счет этого выводят его увеличение. Однако опрос показывает, что вырученные деньги будут потрачены в основном на приобретение телевизоров, холодильников, скутеров и других вещей импортного происхождения. Потому ВВП и в самом деле увеличится, но в тех странах, где эти товары изготовлены. Инвестиции? Поскольку ставка в реформе сделана на спекулятивный капитал, то сельскохозяйственное производство его будет мало интересовать. Что получат от реформы местные громады? Уже сегодня уровень занятости в агрохолдингах значительно ниже, чем в средних сельхозпредприятиях. Если в первых он в расчете на 100 гектаров составляет 1,1—1,5 лица, то во вторых — 2,5—2,7 лица. А потому если в АПК будут преобладать сверхбольшие формирования, то вдвое уменьшится и уровень занятости. Сегодня бюджеты ОТГ на 70—80% формируются на основе трех ключевых налогов: НДФО, арендной платы за паи (18% от каждой суммы, которая официально указана в договоре аренды), единого налога. Ожидается уменьшение поступлений от НДФО в результате снижения уровня занятости населения, а также от арендной платы, потому что землепользователь выкупит паи. Следовательно, Украина получит от такой модели рынка земли намного больше рисков, чем преимуществ, подытоживает Ольга Ходакивская.

DOSSIER →   Законопроект об ответственности за присвоение государственных функций

ЗЕМЛЯ И ДЕНЬГИ

Как повлияет свободный рынок земли на финансовую систему страны? Все зависит от модели рынка, которую выберет государство, если ставка будет сделана на развитие среднего класса в аграрной сфере, на сельскохозяйственное производство с высокой добавленной стоимостью, это будет иметь позитивное влияние на денежную систему, считает кандидат экономических наук, преподаватель КНЭУ Надежда Барида. Если же будет формироваться клептократическая рентная модель, нечего и говорить о стабильности в этой сфере. Например, НБУ постоянно пользуется таким инструментами, как облигации внутренней и внешней государственной ссуды. Так вот, на начало этого года портфель облигаций внутренней государственной ссуды (ОВГС) в собственности нерезидентов составлял 6,3 млрд грн, однако состоянием на 1 июля — 69,1 млрд грн. То есть в Украину уже зашла иностранная валюта в ожидании рынка земли, которая разбалансировала валютный рынок. НБУ частично выходил с валютными интервенциями, которые ввели в оборот 35,6 млрд грн. Но выкуп валюты — это ничем не обеспеченная эмиссия, раскручивание инфляции. Объемы валюты в Украине, очевидно, будут увеличиваться, что приведет к ревальвации национальной валюты и уничтожению экспортного потенциала. Для того чтобы проводить расчеты за землю, следует выкупать валюту и выпускать гривню, которая является единственным платежным средством в Украине. Кое-кто радуется, что в проекте Госбюджета-2020 предусмотрено 4,4 млрд грн для компенсации процентов за кредиты, которые будут выдаваться на приобретение земли. Но нужно хорошо осознать, что в этом случае мы будем использовать такое государственное богатство как деньги для закупки другого национального богатства — земли в частную собственность. Но это нонсенс, абсолютная бессмыслица! Тем более, если такой льготой воспользуются агрохолдинги. Дело в том, что система риск-менджмента в банках очень жестка, объясняет научный работник. Они уже получили поручение разработать стандартизированные продукты для кредитования под покупку земли, в том числе и с частичной компенсацией процентов. Кредитная история, финансовое состояние заемщика — это в первую очередь, на что обращается внимание при принятии решения о кредите, даже наличие залога — это вторичное обстоятельство. Поэтому если банк увидит стопроцентный риск, должен на соответствующую сумму доформировать капитал, а сделать это не так просто. А потому фермерам с площадью угодий до 500 гектаров кредиты не светят. «Я даже удивляюсь, как НБУ может на такое соглашаться. Если будут продаваться большие массивы, это нельзя назвать обращением угодий, а все полученные деньги пойдут на обслуживание внешних долгов, то есть Украина останется и без земли, и без валюты…», — подытоживает Надежда Барида.

DOSSIER →   Зеленский уволил Данилова и назначил разведчика секретарем СНБО

Дискуссия вокруг проблем, связанных с внедрением рынка земли, продолжается. В ней принимают участие как минимум шесть интересов: пайщиков, фермеров и средних аграриев, агрохолдингов, государства, местных громад, транснациональных корпораций. Каждый тянет одеяло на себя. Просто голова кружится от прямо противоположных предложений. Даже позиция тех аграрно-общественно-политических деятелей, которые предлагают вообще отказаться от рынка земли, уже не кажется такой бессмысленной, как раньше. Ведь идет война, процветает коррупция, государственные институции чрезвычайно слабы. А потому позарез нужен общенациональный консенсус между всеми участниками рынка, конечно, не считая транснациональные корпорации. Потому что так не хочется еще и земельного Майдана.