Политическая ситуация в Украине. Главные интриги осени

FavoriteLoading_Добавить публикацию в закладки

Владимир , политолог, директор Центра политических исследований «Пента»

Весь клубок сложных экономических и финансовых проблем этой осенью либо будут распутывать, либо попытаются разрубить.

Что касается президентской гонки, фаворитов будем считать не по осени, а к концу года. На самом деле, расклад избирательной кампании определится только в будущем – когда зарегистрируются все кандидаты, пройдут первые кампании дискредитации фаворитов – по некоторым они уже начинаются, но, думаю, нам только предстоит увидеть буйный расцвет ядовитой поросли. И вот после всего этого будет более-мене понятно, кто на что претендует. Пока ситуация выглядит так: есть 7-8 потенциальных фаворитов, которые по социологическим рейтингам претендуют на выход во второй тур. Но мы не знаем, все ли они будут участвовать в выборах: как минимум, по двум точно есть сомнения. Я говорю о неполитических кандидатах – Владимире Зеленском и Святославе е. Будут ли они участвовать в президентских выборах – непонятно. Но их рейтинги замеряют: они достаточно высокие. Об этом пишет автор на сайте «Новое время».

Отмечу, что уже сейчас, на осень, выделяются три кандидата, к которым будет приковано наибольшее внимание. Именно они, как минимум – осенью, а вообще – до конца года, будут центральными персонажами предвыборной президентской гонки. Речь идет о действующем президенте Украины, Юлии Тимошенко (которая лидирует по рейтингу второго тура) и Анатолии Гриценко. Я считаю, что, преимущественно, они будут лидерами для тех избирателей, которые в свое время симпатизировали Майдану. Поэтому есть много интриг, связанных с каждым из них: логика кампании – у каждого своя.

Пока формат и тематику своей кампании заявила только Юлия Тимошенко. Насколько я знаю, осенью будет форум по экономическому курсу, потом – по внешней политике и проблеме войны и мира. Вот таким образом, пошагово, разбив темы, она задает некую повестку дня: и презентует свою программу, не выдавая ее полностью, и постепенно определяет темы, по которым будут дискутировать другие кандидаты. Но свою повестку начал задавать и президент Порошенко – он также будет действовать пошагово. Пока он анонсировал две конституционные инициативы, которые, видимо, будут представлены в виде одного законопроекта. Речь идет о том, чтобы в Конституции закрепить Закон о перспективе членства в ЕС и НАТО. Также осенью будет активно продвигаться тема отмены депутатской неприкосновенности. В целом, оба фаворита будут вести активную борьбу на конституционном поле. Не исключаю, что, конечно же, президент будет задействовать и другие темы. Некоторые из них уже понятны – в частности, вопрос об автокефалии УПЦ. И, судя по последним событиям (когда Портнов стал управляющим NewsOne и возвращению а), президент может сыграть в полярную игру: противопоставить себя в качестве некоего полюса, который будет защищать страну от угрозы реванша «бывших». Будет ли эта игра заявлена или нет – не знаю, но я уже слышал немало таких предположений. И насчет Медведчука: он, конечно, играет в свою игру. Но его можно использовать и для дискредитации Тимошенко, и для того, чтобы мобилизовать сторонников Майдана против возможного реванша. Будет ли нечто подобное реализовано – покажет время. Но это – один из возможных сценариев

Очевидно, что у – игра в долгую. Это связано с тем, что нужно постепенно разогревать и информационную, и политическую ситуацию с ее конституционными инициативами. Насколько я знаю, процесс подготовки концепции новой Конституции, который потом будет выноситься на открытое обсуждение, проходит очень непросто – согласование разных норм, концептуальных позиций. Тимошенко понимает, что это нельзя форсировать искусственно – тогда вся игра будет сорвана: нужно, чтобы это было достаточно демократично и открыто. Так что требуется время: и на разработку, и на обсуждение – саму фазу обсуждения, насколько я понимаю, она хочет вынести на будущий год, где-то с января по март. Удастся ли ей удержать темп и ритм этой кампании, а также насколько она будет эффективной – вопрос пока открытый (ведь ей, конечно, нужно сохранить рейтинг).

Гриценко пока не спешит: он будет постепенно наращивать актив – по мере приобретения ресурсов (если таковые, конечно, появятся). У Порошенко очень много интриг: с одной стороны, влияет цена на газ – если повысится, то это ударит по рейтингам. С другой стороны, сейчас президентский штаб определяется со стратегией – на чем играть. Вроде бы, темы понятны, но их нужно еще эффективно донести. Еще нет социологических опросов, так что пока непонятно, дала ли результат кампания с билбордами, которую уже вся страна видела – про армию, язык и веру. Также интересно, сколько голосов принесет президенту решение вопроса о томосе: повлияет ли это на его рейтинг, или нет. Очень много вводных повлияют на то, как президент будет определяться со стратегией и тактикой своих действий. Хоть это и маловероятно, но при определенных обстоятельствах, его стратегия даже может резко измениться. Например, возможно, что начнется конституционная реформа, направленная на переход к парламентской республике – в ВР есть такие настроения. Сторонников, как во власти, в частности – в «Народном фронте» и БПП, так и в оппозиции, – много. Так что возможна новая тенденция, способная сломать весь ход двух избирательных кампаний в 2019 году. Но пока это – запасной сценарий, который, возможно, и не будет реализован. В зависимости от рейтинговых тенденций, ситуации в стране, внутриполитического и внешнеполитического контекста, каждый из кандидатов еще будет корректировать свою избирательную кампанию. Пока есть только первые наметки – окончательно все будет определяться к концу 2018 или даже к началу 2019 года.

Это что касается расклада фаворитов на майданном поле. А вот на противоположном фланге избирательной кампании главная интрига связана с тем, будет ли представлен единый кандидат: пойдут ли на выборы два потенциальных фаворита – Юрий Бойко и Вадим Рабинович? Может быть, к ним еще присоединятся малорейтинговые кандидаты с большими амбициями – Александра а и Михаила а. По этому вопросу все станет понятно к концу года.

Одна из главных интриг сезона, которая задаст определенные тенденции, – переговоры по Донбассу. Она косвенно будет влиять на ситуацию с предвыборной кампанией, но также и предвыборная кампания будет влиять на некоторые вопросы, связанные с переговорным процессом по Донбассу. Я имею в виду следующее: уже сейчас очевидно, что Путин может перенести выборы руководства т.н. ЛНР и ДНР на более поздний срок – для того, чтобы не разрушать вторые Минские соглашения, не срывать переговорный процесс, он будет демонстрировать некую конструктивность в этом вопросе. Но не просто так – никакой благотворительности или благих намерений, как и движения компромиссу в этих действиях не будет: игра идет на то, чтобы вынудить к уступкам украинскую сторону. Если в ближайшие дни выборы в так называемых ЛНР и ДНР перенесут на более поздний срок, то в обмен ВР должна будет проголосовать продление действия Закона «Об особом порядке местного самоуправления в ОРДЛО», который действует до 17 октября. На Украину уже начали оказывать влияние и наши партнеры: мол, Закон проголосовать, потому что от него зависит реализация политической части Минских соглашений. И если он не будет проголосован, а «та сторона» свои выборы перенесёт, то Украину будут обвинять в нарушении Минских соглашений – фактически, в их срыве или, как уже это говорят некоторые российские политики, «в отказе от Минских соглашений». Потенциально это очень опасная ситуация. Скорее всего, в конце сентября – первой половине октябре мы увидим очень напряженную ситуацию по вопросу о продлении действия Закона «об особом статусе». А вот это будет очень драматичный вопрос: понятно, что его и в прошлом году с трудом наскребли – кажется, «за» было 227 или 228 депутатов. И сейчас найти минимальное большинство тоже будет непросто – на всех депутатов будет влиять предвыборная кампания.

, со всем этим будет связано возобновление переговоров в Нормандском формате: я так понимаю, Меркель будет этот процесс форсировать – она собирается приехать в Украину. Я думаю, она активизирует свои усилия по переговорам, чтобы добиться промежуточных результатов еще до начала официальной избирательной кампании по Украине. В том числе, провести переговоры на высшем уровне в Нормандском формате – в октябре или ноябре.

Вопросы международного порядка, которые будут влиять на политическую ситуацию в Украине. Конечно, вопросы о договоренностях с МВФ: если они состоятся – возникает вопрос, в каких масштабах будет повышена цена на газ. От этого будет зависеть рейтинги и действующего президента, и премьер-министра, косвенно это может влиять даже на их отношения – хотя там есть и другие конфликтные точки. Уже сейчас мы видим, что между президентской и премьерской командами – напряжение, которое только нарастает. Обе стороны посылают недвусмысленные намеки в сторону друг друга: Луценко обвиняет а, уже заявил, что есть расследование. У а тоже намекают, что есть информация по лесу. Пока это – война намёков, но кто знает, что будет дальше. Общий рост напряжения сказывается и на отношениях между отдельными представителями власти. Одной из интриг осени также будет вопрос о том, останется ли Гройсман в своей должности и как будут развиваться отношения между премьером и президентом. По логике, им воевать крайне опасно – слишком много рисков: например, если отправлять Гройсмана в отставку, то он с высокой вероятностью может принять участие в президентской гонке и отобрать голоса у Порошенко. С другой стороны, есть соблазн у обеих сторон поиграться темой цены на газ: раскручивают версию, что Гройсман может отказаться, хлопнуть дверью и уйти в отставку. Я пока в это мало верю, но эта версия – популярная. С другой стороны, Гройсман может согласиться на повышение цен на газ, а потом его могут в этом обвинить и попытаться отправить в отставку. Хотя на самом деле, это нужно для того, чтобы возобновить сотрудничество с МВФ и получить $2 млрд для стабилизации курса гривны. Вот этот весь клубок сложных экономических и финансовых проблем либо будут распутывать этой осенью, либо попытаются разрубить: как у нас это всегда бывает.

Также отмечу, что в парламентской повестке дня будут вопросы, которые перенесены еще с весенней сессии – достаточно болезненные, связанные с будущими выборами. Речь идет об обновлении состава Центризбиркома и рассмотрение во втором чтении проекта Избирательного кодекса. Думаю, по Центризбиркому вопрос решат, но когда и как – пока непонятно: точно – до выборов, ведь их нужно проводить с новым составом, иначе будут риски делегитимности. А вот по Избирательному кодексу – все банально: нет голосов в поддержку. Поэтому, скорее всего, его не примут или отложат рассмотрение.