Подводные камни приватизации

FavoriteLoadingзакладки →

Новый закон «О приватизации государственного имущества» впервые в истории Украины предоставит гарантии защиты прав инвесторов по нормам английского права, что является одним из самых долгожданных шагов со стороны государства для инвесторов.

Но то, насколько успешной будет приватизация, будет зависеть от проведения структурных реформ, которых требует МВФ, и прозрачности самого процесса приватизации.

Приватизация является одним из ключевых требований МВФ для предоставления Украине следующего финансового транша. С одной стороны, это стимулирующее требование, поскольку без приватизации, вместе с рядом других реформ, Украине не стоит ожидать существенных инвестиций. С другой стороны, эти действия являются вынужденными, поскольку без помощи МВФ Украина не сможет расплачиваться по своим внешним долгам. Однако остается открытым вопрос, как будет проведена приватизация технически: будет ли это в основном для внутренних игроков рынка или все же будут созданы условия для привлечения международных инвесторов?

Следует отметить, что в целом приватизация предприятий госсектора является давно ожидаемым шагом. В Украине доля государственного сектора в экономике, по данным 9 месяцев 2017 года, составляет 14.5%. Количество субъектов государственного сектора экономики по данным Фонда государственного имущества Украины за 9 месяцев 2017 года составило 3703 единицы, из них около половины вообще не осуществляет деятельность, а большинство действующих предприятий являются убыточными. Лишь 15 из 44 крупнейших государственных предприятий провели аудит финансовой отчетности за 2016 год в соответствии с МСФО. Данные факты свидетельствуют о том, что уровень надлежащего контроля за деятельностью госпредприятий является чрезвычайно низким, а государство не является эффективным инвестором.

Соотношение между государственным и частным сектором в любой стране не является постоянной величиной и зависит от текущего экономического положения в стране и конъюнктуры рынка. Но учитывая то, что количество госпредприятий в экономике Украины является одним из самых высоких в мире, приватизация большинства предприятий (кроме компаний, которые имеют стратегическое значение и/или выступают естественными монополиями) является необходимой. Такой шаг позволит преодолеть коррумпированные схемы и повысит уровень эффективности и прозрачности функционирования предприятия, а также внедрить международные подходы к корпоративному управлению, наладить систему контролей и финансовой отчетности, повысить уровень капитальных инвестиций в основные средства, большинство из которых на госпредприятиях устарело.

DOSSIER →   Второй этап земельной реформы: сохранят ли украинцы землю от иностранных посягательств

В то же время необходимость продажи госактивов совпадает и с интересом иностранных инвесторов по участию в приватизации в Украине. В частности, речь идет об энергетическом секторе. Международные компании давно ожидали от государства четкий и прозрачный механизм приватизации, а также гарантии защиты выкупленных объектов. Позитивным сигналом для рынка является также готовность ЕБРР приобщиться к процессу приватизации в Украине как с помощью технической и финансовой поддержки, так и вхождением в капитал госкомпаний в качестве миноритарного акционера с будущим отчуждением своей доли новому бенефициару из частного сектора.

Стоит отметить, что ЕБРР совместно с Международной финансовой корпорацией (IFC) будут привлечены как миноритарные акционеры (20% капитала) в двух государственных банках — Ощадбанк и Укрэксимбанк в течение 2018-2019 годов. Государственная доля банковского сектора Украины на сегодня составляет 55%, в ближайшие пять лет министерство финансов планирует ее сократить до 24% — Укргазбанк и ПриватБанк планируют продать в 2020 году и 2022 году, соответственно. Первые шаги в приватизации банков были осуществлены еще в прошлом году — Украинский банк реконструкции и развития был продан китайской бирже Bohai Commodity за 82,8 млн грн.

Новый закон о приватизации в этом контексте можно считать большим прорывом в отношениях с международными инвесторами. Ведь теперь приватизация будет осуществляться по английскому праву для всех инвесторов и в случае возникновения спорных вопросов инвестор может обращаться в международный коммерческий арбитраж. В мировой практике английское право чаще всего выбирают как преимущественное, поскольку нормы английской правовой системы наиболее эффективно регулируют отношения между сторонами и не оставляют возможностей для коррупционных связей с судьями.

По новому закону все объекты делятся на две группы: крупные предприятия, то есть с уставным капиталом более 250 млн грн, и малые. Малые предприятия будут выставлены на аукцион, в то время как приватизацию крупных предприятий теперь будут курировать независимые советники. В список объектов, выставленных на приватизацию в 2018 году, вошли несколько крупных компаний, а именно: ОПЗ, Центрэнерго, Сумыхимпром, Ориана, мажоритарные пакеты пяти облэнерго, Криворожская теплоцентраль, Турбоатом, Азовмаш.

DOSSIER →   Второй этап земельной реформы: сохранят ли украинцы землю от иностранных посягательств

Так, советником в процессе приватизации Центрэнерго был избран консорциум из компании большой четверки, международной юридической компании и украинской инвестиционно-банковской компании. От советников ожидается выполнение роли «модератора» всего процесса, а именно: подготовка методики и стратегии продаж, обеспечение проведения аудитов, подготовка финансовой модели, определение инвестиционной привлекательности предприятия и путей реструктуризации задолженности, определения стартовой цены и осуществления поиска потенциального инвестора. Инвестору важно понимать правила игры, получить прописанный четкий механизм работы. При посредничестве советника инвесторы смогут чувствовать себя более защищенными и смогут «разговаривать на одном языке» с объектом и продавцом.

Однако есть несколько причин, по которым даже заинтересованные в приватизации международные инвесторы не будут участвовать в «распродажи» госпредприятий, в частности, энергетического сектора. Прежде всего, сейчас этот рынок распределен между VS ENERGY, владельцами которой являются российские бизнесмены, а также группами Константина а, Игоря Коломойского, братьев ов и Игоря Кононенко.

В прошлом году компания Ornex, входящая в группу СКМ Рината а, выкупила миноритарные пакеты акций (25%) пяти подконтрольных СКМ энергопредприятий. Покупка миноритарного пакета акций, который не сможет блокировать решения правления предприятия, не будет перспективным с управленческой точки зрения для международных инвесторов. Поэтому можно утвердительно говорить о том, что международные компании будут с осторожностью подходить к участию в аукционах.

Еще одним вопросом, который будет негативно влиять на ход предстоящей приватизации, является отсутствие запрета участвовать в этом процессе игрокам, в структуре собственности которых до 50% принадлежит компаниям, зарегистрированным в странах так называемого «черного списка» FATF. Другими словами — в оффшорах. Это увеличивает риски олигархического распределения предприятий стратегического значения между существующими олигархическими группами, а также предоставляет доступ к украинскому рынку компаниям — представителям государства — агрессора.

DOSSIER →   Второй этап земельной реформы: сохранят ли украинцы землю от иностранных посягательств

Учитывая указанные риски, трудно с уверенностью говорить, что приватизация 2018 – 2019 годов станет результативной. Учитывая, что даже при высоких инвестиционных рисках предыдущий год продемонстрировал тенденцию увеличения объема прямых иностранных инвестиций (в частности, совокупный акционерный капитал нерезидентов на 1 октября 2017 года составил $39,719 млрд, что на 5,5% больше показателя на начало года), мы считаем, что, при условии прозрачности процесса приватизации, результат будет положительным.

Учитывая длительные попытки приватизации государственных активов в прошлые годы, наиболее благоприятных условий можно никогда не дождаться. Но успешность проведения большой приватизации будет во многом зависеть от успешности проведения главных реформ — создание антикоррупционного суда, реформы земли.

И напоследок. Приватизация не является универсальным путем к успеху. Ее следует рассматривать лишь как один из рычагов оптимизации работы государственных предприятий. Так, во Франции, Англии и других странах после глобальной приватизации активов была проведена частичная их национализация. То есть такие процессы имеют так называемый циклический характер.

Источник: biz.nv.ua