Почему Украине нужен новый закон о труде - DOSSIER

Почему Украине нужен новый закон о труде

Гибкость рынка труда — одно из важнейших условий высокого и устойчивого экономического роста

Один из лучших индикаторов того, что реформа является реальной и существенной, — уровень сопротивления, который она создает. Чем дольше система не реформируется, тем больше деформаций и корыстных интересов включается и вовлекается в систему.

Мы могли наблюдать это на примере реформы здравоохранения Уляны Супрун, реформ, проводимых Нацбанком, и теперь похожая ситуация с новым трудовым кодексом Тимофея Милованова.

Трудно поверить, но существующий закон работает (после десятков поправок) почти полвека, с 1971 года. За это время изменилась не только экономика, но и политическая система. И сейчас становится все более очевидным, что действующее трудовое законодательство — пережиток прошлого, которое не защищает работников, а только создает препятствия и ограничения для создания рабочих мест, экономического роста и развития.

Гибкость рынка труда — одно из важнейших условий высокого и устойчивого экономического роста. Существует множество доказательств этому в мировой практике. Реформа рынка труда — одна из приоритетных реформ для президента Франции Эммануэля Макрона, потому что негибкий рынок — причина отставания французской конкурентоспособности и высокого уровня безработицы, особенно среди молодежи. Также и в Германии — когда возникли проблемы с конкурентоспособностью, реформы в сфере труда Харца I — IV (2003−2005гг.) повысили гибкость рынка труда и решили проблему.

Трудно поверить, но существующий закон работает почти полвека

В моей стране, Словакии, реформа рынка труда была одной из самых важных в пакете реформ. Она позволила создать предпосылки для высокого и устойчивого экономического роста, привлечь прямые иностранные инвестиции, создать новые рабочие места и значительно повысить уровень жизни словацкого народа.

Когда мы готовили реформу рынка труда в Словакии в 2003 году, безработица составляла 17,5%, в 2008 году она снизилась до 9,6%, а сегодня составляет менее 5%. Наша реформа рынка труда была очень похожа на украинскую — мы повысили гибкость при найме и увольнении людей. Вместе с некоторыми другими реформами, это создало условия для роста экономики и заработной платы, а также для создания новых рабочих мест. В итоге, повышение гибкости рынка труда очень скоро принесло лучшую жизнь и защиту для людей, потому что наилучшая и наиболее защищающая социальная политика — это хорошая и хорошо оплачиваемая работа.

Читайте также на DOSSIER:  Хуже, чем в Италии: инфекционист напугал прогнозом относительно ситуации с COVID-19 в Украине

Новое украинское трудовое законодательство (в сочетании с другими реформами) способно дать подобные положительные результаты, но только если оно будет достаточно сильным в своем стремлении изменить и либерализовать текущие правовые условия.

Существует миф, который активно пытаются усилить профсоюзы, о том, что новый закон снижает защиту работников и ослабляет их позиции в отношениях с работодателями. Но это не соответствует действительности, потому что старый закон невыполним и бессилен не только из-за слабости правоохранительных органов, но особенно потому, что закон устарел и противоречит потребностям современной рыночной экономики. Для работников гораздо лучше иметь современный гибкий закон, чем старое, устаревшее законодательство, формально защищающее, но на самом деле лишь формальное и бессильное.

Другая причина, по которой положение работников будет усилено новым законом, — экономическая. Новый закон (совместно с другими реформами) принесет экономический рост и развитие, увеличение спроса на рабочую силу, что само по себе увеличивает не только заработную плату, но и укрепляет позиции работника в переговорах с работодателем. Это не теория, именно это произошло во всех успешных реформистских странах, включая Словакию.

Те, кто выступает против нового либерального закона о труде, будут утверждать, что формальная защита работников (например, от увольнения) в новом законе намного слабее по сравнению со многими развитыми странами Западной Европы, и это противоречит амбициозным намерениям Украины стать членом ЕС в будущем. Да, в некоторых западноевропейских странах трудовое законодательство менее гибкое, но они уже богаты, и даже в их случае это проблема будущего. Гибкий рынок труда не является препятствием для вступления в ЕС (его имеют успешные новые страны-члены), но его отсутствие является непреодолимым препятствием для того, чтобы стать богатым и успешным.