Одесская таможня – реформы Саакашвили не помогли

FavoriteLoadingзакладки →

За время пребывания Юлии Марушевской на посту главы Одесской таможни скорость оформления грузов выросла, а процедуры упростились. Но другие области показали результаты не хуже. Какое место на самом деле занимает Одесса в рейтинге таможен?

На этой неделе глава Одесской таможни Юлия Марушевска подала в отставку. Ранее ГФС обвинила ее ведомство в недовыполнении платежей в бюджет, хотя отмечает, что 170 млн гривень было перечислено на ремонт дорог из сверхплановых поступлений. О чем идет речь?

6 сентября 2015 Кабинет министров принял постановление N 726 «О проведении эксперимента по финансовому обеспечению осуществления мероприятий по развитию автомобильных дорог общего пользования государственного значения в Волынской, Львовской, Одесской и Черновицкой областях и г.Киеве». Согласно этому постановлению, часть перевыполнения индикативов идет на ремонт дорог в указанных регионах. Что касается самих индикативных показателей, ГФС направляет расчеты, основанные на данных предыдущих периодовв Министерство финансов Украины для дальнейшего согласования с профильным комитетом Верховной Рады. Лишь после утверждения Комитетом они передаются для выполнения на региональные таможни.

Таким образом, условия, в которых функционировала Одесская таможня — не уникальны. Но если посмотреть на статистику других «экспериментальных» областей, за 10 месяцев 2016 года таможня г. Киева отклонялась от индикативов в равной степени в ту или иную сторону в пределах 10%, кроме мая, когда план был недовыполнен на 16%. Волынская область недовыполнила индикативы за 4 месяца, все остальное время — выполняла или перевыполняла. Львовская таможня показывает стабильно положительные результаты, лишь в январе недовыполнив план на 5%, Черновицкая не ушла в «минус» ни разу — в октябре эта таможня перевыполнила план на 75,7%, в октябре — на 26,5%, в сентябре — на 44,7%, в августе — на 20%. И так с начала года. Что касается Одессы, она перевыполнила план в январе на 6%, в августе — на 2% и в октябре — на 11%. Все остальное время план недовыполнялся в среднем на 13%.

Впрочем, худшим этот результат назвать нельзя — Донецкая таможня систематически недовыполняла план поступлений с начала года в среднем на 20% ежемесячно, без каких-либо расходов на дороги. Но главный «двоечник» по индикативам — Херсонская таможня со средним показателем недовыполнения 42%.

Конечно, плановые показатели субъективны и их выполнение зависит от разных факторов — сезонности, спроса на те или иные группы товаров внутри страны и за ее пределами, запросов центрального аппарата ГФС и привлекательности отдельных таможен для субъектов внешнеэкономической деятельности. Сами по себе индикативы нужны именно для того, чтобы стимулировать таможни предлагать лучший сервис и таким образом привлекать бизнес. Сторонники Марушевской подчеркивают, что невыполнение планов связано с тем, что на Одесской таможне не было коррупции, поэтому бизнес перетекал туда, где можно «решать».

DOSSIER →   Законопроект об ответственности за присвоение государственных функций

Однако, по словам Дмитрия Алексеенко, главы общественного совета при ГФС, «нечистых» товарных потоков через Одессу шло достаточно. «Нелегальный экспорт леса — весь через Одессу. Экспорт орехов — больше половины украинского (возврат валютной выручки — меньше 10%). Контрабанда сигарет из Грузии в Европу (недавнее дело на 100 млн гривень). Нелегальные поставки оружия в Европу», — перечисляет он. Справедливости ради стоит отметить, что эти проблемы были характерны для региона задолго до прихода нового руководства.

Скорость оформления грузов

В одном из своих последних обращений в facebook на посту главы таможни Марушевская рассказала о преимуществах быстрого оформления товаров, что должно было бы привлекать «белых» субъектов. «В течение этого года на Одесской таможне мы сократили время прохождения грузов до 1:00 для компаний с низким уровнем риска (в 2015 году этот показатель составлял 4:00 40 минут). Международный транзит сейчас оформляется за 10-12 минут, вместо 35-ти», — написала она.

Но если мы сравним не Одесскую таможню при Марушевской с той же таможней в прошлом, а с другими регионами в настоящем, станет ясно, что все эти достижения — результат системы в целом, а не заслуга отдельных региональных реформаторов.

Так, в октябре 2016 года время оформления импорта на Одесской таможне составляло 2 часа 16 минут, экспорта — 2 часа 48 минут, что далеко не лучший показатель. Средний показатель по стране — часа 21 минута для импорта и 1 час 29 минут — для экспорта. Лидеры по скорости оформления импорта — Ровенская и Черновицкая таможни, они оформляют декларации в среднем за час. Экспорт в пределах часа оформляют на Львовской, Херсонской, Сумской, Полтавской и Кировоградской таможнях, при этом лидер, в силу специфики экспорта — Донецкая таможня в Мариуполе со средним показателем оформления декларации 32 минуты. Одесса же по этому показателю вошла в тройку худших.

Если проанализировать статистику с начала года, показатель Одессы — 2 часа 35 минут в режиме импорта, это лучше, чем в Херсонской области (3:49), Черкасской (3:37), Харьковской (3:17), Ивано-Франковской (3:01), Киевской (2:58) и Днепропетровской (2:48) областях, и даже лучше, чем в Киеве (2:40). В режиме экспорта Одесская таможня разделяет 4-е место с конца вместе с Киевской (1:29) после Херсонской (5:30), Харьковской (1:59) и Киевской городской таможен (1:37). Лидерство по скорости оформления импорта удерживала Черновицкая (1:01) и Ровенская (1:02) таможни, по экспорту — Донецкая (0:32) и Кировоградская (0:47).

DOSSIER →   Зеленский уволил Данилова и назначил разведчика секретарем СНБО

Оформление по инвойсной стоимости

«С мая этого года более 90% товаров оформляются по цене в контракте. Благодаря меморандума с правоохранительными органами мы в разы уменьшили количество необоснованных проверок», — уверяет Марушевская.

По предоставленным ею данным, доля товаров, которые оформляются по первому методу (признается цена, указанная в контракте) — 98%. Согласно официальной статистике за 10 месяцев 2016 года удельный вес применения инвойсной стоимости в количестве оформленных товаров на Одесской таможне составлял 88,4%. Возможно, расхождение связано, во-первых, с тем, что показатели улучшаются со временем, во-вторых — официальная статистика показывает лишь то, что было согласовано таможней «автоматом», но по части грузов в половине случаев стоимость в контракте подтверждается после предоставления субъектом дополнительных сведений.

Официально средний показатель применения первого метода по стране — 89,6%. Лидеры доверия к субъектам — Хмельницкая таможня (97%), Кировоградская (96,6%) и Закарпатская (96,1%). Одесская таможня — на 13 месте из 25. Самые недоверчивые — Ровенская (69,2%), Черновицкая (69,2%) и Луганская (50,1%, в силу региональной специфики импорта).

Количество необоснованных проверок

Большинство решений о досмотре принимает АСАУР- автоматизированная система анализа и управления рисками. По словам Алексея , нового и.о. главы Одесской таможни, на сегодняшний день существует порядка 100 профилей рисков. К примеру, классификация товаров относит товар к тому или иному коду номенклатуры, а от этого кода зависит ставка таможенной пошлины и платежей в бюджет. Классификация товара — это один профиль, стоимость товара — второй. Созданные профили дают возможность сформировать 87 тыс. комбинаций. В день на территории Украины оформляется около 150 тыс. деклараций. 87 тыс. комбинаций, 150 тысяч деклараций — фактически, половина попадает под контроль. Риски, которые генерируются, и те задачи, которые ставятся, могут быть разные. Как работает система: если есть вопросы по классификации, система говорит сотруднику таможни — «есть вопросы по классификации, необходимо потребовать дополнительные документы». То есть АСАУР — это подсказка сотруднику, как предупредить злоупотребления или махинации.

DOSSIER →   Зеленский уволил Данилова и назначил разведчика секретарем СНБО

Сейчас в целом по стране досматривается около 4,8% всех товаров. В среднемв мире — порядка 5%. Досмотр проводится, как правило, если срабатывает АСАУР, который говорит о том, что этот товар не мешало бы досмотреть. Система ставит четкие задачи — надо убедиться, что количество товара соответствует заявленному, что товар попадает или не попадает под конкретные торговые марки.

Автоматическая система рисков — это обязательная рекомендация сотруднику к исполнению, но кроме этого, сотрудник имеет право сам принять решение о досмотре. Именно такое решение и называется «необоснованной проверкой».

Василенко убежден, что в этом нет ничего плохого. «Начнем с того, что такое решение принимает не кто-то, а уполномоченное государством должностное лицо, которое несет ответственность за это решение. Досмотреть товар — это право, которое дано ему таможенным кодексом, его функция как раз заключается в контроле. Если в процессе досмотра сотрудник таможни выявил нарушение, он обязан составить протокол. Если он ничего не выявил, это не говорит о том, что он действовал неправильно», — говорит он.

С такой позицией не согласна Марушевская, поэтому досмотров по инициативе таможни было с начала года всего 192. Более того — с такой позицией не согласен премьер-министр Владимир Гройсман, о чем он заявлял публично. Премьер уверен, что система позволяет сократить вмешательство сотрудников таможни еще вдвое, и Одесская таможня доказала, что это возможно.

Если отвлечься от политики и посмотреть на цифры, оказывается, что миф об исключительности Одесской таможни настолько же не соответствует действительности, как и демонизация Марушевской со стороны руководства ГФС. Одесская таможня не лучше и не хуже других, и если система продолжит развиваться в том же направлении, субъектам, которые оформлялись в Одессе вряд ли стоит ожидать армагеддона после ухода команды реформаторов.

Источник: rusjev.net