Новый закон об образовании не решает острейшую проблему украинской школы

FavoriteLoadingзакладки →

Правительство из года в год перекладывает ответственность на местную власть, а та не хочет нарываться на гнев учителей

Новый закон «О среднем образовании», который должен стать инструментом практической реализации реформы «Новой украинской школы» и вот-вот будет проголосован в парламенте, не решает одну из острейших проблем украинской школы, пишет в своей статье для ZN.UA депутат фракции «Голос» Инна Совсун.

«Закон не решает одной из острейших проблем украинского образования – проблемы несостоятельной школьной сети. Из окончательного текста законопроекта исчезли нормы об оптимизации сети школ», — отмечает автор.

В тысячах украинских школ в классах учатся по 5-7 учеников, а около 40 тысяч детей вообще находятся на так называемом педагогическом патронаже, что означает обучение один на один с учителем, уроки продолжительностью 15 минут, — ведь учебных часов в этом случае в три раза меньше.

В этих школах нет Интернета и учебного оборудования, давно не делали ремонт, не хватает учителей. Например, физику может преподавать учитель труда.

«Но решение этой проблемы требует сложных подходов и больших средств. Ведь нужно купить автобусы, отремонтировать дороги и решиться на закрытие школ. Правительство из года в год перекладывает ответственность за это на местные власти, те, в свою очередь, медлят, ведь денег на инфраструктуру нет, а местные депутаты не хотят нарываться на гнев учителей», — пишет Совсун.

Но в новом законе инструменты для создания эффективной сети не заложены. Хотя во время обсуждений все соглашались, что изменения нужны. Как следствие, минимальная наполняемость класса остается без изменений, как и возможность обучать детей индивидуально, если для класса их в школе мало.

Впрочем, некоторые изменения закон все же предусматривает. Например, появляется педагогическая интернатура – система поддержки для учителей в течение первого года их работы.

DOSSIER →   Агроэкспортерам нужно диверсифицировать рынки сбыта, не дожидаясь ограничений ЕС - Минагрополитики

«Отличная идея, особенно учитывая печальное состояние высшего педагогического образования в Украине. Вот только проходить интернатуру можно в любой школе. А значит, если молодой математик попадет в сельскую школу, в которой других учителей математики (а заодно и физики и информатики) нет, непонятно, кто же будет его наставлять и делиться опытом», — отмечает она.

Отметим, проект закона «О среднем образовании» на третьем году реформы дошел до финальной стадии и вскоре должен быть одобрен в парламенте. Подробнее о реформировании образования читайте в статье Инны Совсун «Революция в школе отменяется» в еженедельнике «Зеркало недели. Украина».