Некоторые подробности о будущей налоговой амнистии в Украине | DOSSIER

Некоторые подробности о будущей налоговой амнистии в Украине

FavoriteLoadingДобавить в избранное

В «Слуге народа» назвали условия будущей амнистии капиталов. К примеру, рассказали, как «заработать» право легализовать активы по льготной ставке

Проект закона об амнистии капиталов, принятие которого было одним из предвыборных обещаний Владимира Зеленского, фактически готов к внесению на рассмотрение парламента. Остается утвердить только оптимальную форму легализации активов и размер ставок налогообложения сумм, которые граждане будут вносить в так называемую «нулевую декларацию», чем и занимаются сейчас в Офисе президента. Это подтвердил в интервью изданию Цензор.нет Даниил Гетманцев — новоизбранный народный депутат от партии “Слуга народу”, один из вероятных претендентов на пост главы парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики. Он рассказал о некоторых уже согласованных деталях будущей амнистии.

Кого хотят «амнистировать» в ОПУ

Согласно проекту, право на налоговую амнистию получит каждый гражданин Украины, который в определенные сроки сможет легализовать любую сумму денег, положив их на счета в банках, или сообщив об активах, хранящихся в неденежной форме (акции, недвижимость и т.д.) и о своем заграничном имуществе. Заплатив разовый налог (например, 5-10% от стоимости задекларированного), человек может быть спокоен: у «органов» уже не возникнет никаких вопросов к этим средствам и имущества. «Таким образом, мы хотим дать людям возможность легализовать все доходы, которые были скрыты от государства и с которых не платили налогов», — рассказал Гетманцев. При этом, как заверил, будущий парламентарий, заполнение «нулевой декларации» не станет «индульгенцией» для чиновников, которые обворовывают государство и граждан. Ведь действие амнистии распространяется только на статьи 212 («Уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей)») и 205 («Фиктивное предпринимательство») Уголовного кодекса Украины. Зато предусмотренная другими статьями ответственность чиновников по фактам коррупции, взяточничества, злоупотребления служебным положением и т.д. будет сохраняться. Касается это и изменений, которые будут внесены в законодательство в связи с недавней отменой статьи о незаконном обогащении.

Даниил Гетманцев

Одной из «фишек» нового закона станет возможность оплаты за легализацию активов по льготной ставке. Условием этого может быть, например, приобретение облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ). Таким образом, люди и государству помогут со средствами, и сами сэкономят, да еще и заработают — ведь доходность ОВГЗ гораздо выше, чем льготная ставка налогообложения (вероятно, 5%).

Читайте также на DOSSIER:  Медицинская реформа в Украине: в чем ее суть и сколько теперь будут стоить процедуры

Сейчас, кстати, не только продолжается «внутренняя дискуссия» о параметрах будущей амнистии, в частности, ставок налогообложения, но и ведутся консультации и переговоры по этому поводу с зарубежными партнерами Украины, в частности, МВФ. Это подтвердил недавно председатель Государственной налоговой службы Сергей Верланов. По его словам, речь может идти о базовую ставку налогообложения (9%) и льготную — уже упомянутые 5%.

Сергей Верланов

«Следующим шагом новой власти в налоговой сфере будет введение в Украине всеобщего декларирования», — сообщил Гетманцев. Но произойдет это, вероятно, года через два. Причем, ежегодные декларации тогда смогут подавать не только отдельные граждане, но и целые семьи. И шаг этот — вовсе не формальный: людям будут возвращать часть уплаченных налогов, если в их семьях есть иждивенцы, которые не зарабатывают самостоятельно, и другие льготники. А еще к сумме налоговой скидки предлагают добавлять расходы семей на отдых внутри страны. Возможны и другие преференции.

Уплатил налоги — спишь спокойно?

В мире введение всеобщего декларирования доходов с проведением «стартовой» амнистии имущества и капиталов применяют, как правило, для борьбы с недобросовестными налогоплательщиками, улучшения платежной дисциплины и уровня ответственности граждан и привлечения в экономический оборот части «теневого» и «полутеневого» ресурса. Но такие шаги не всегда эффективны. Поэтому эксперты считают правильным шагом привлечение к подготовке законопроекту международных экспертов.

С другой стороны — это может привести к затягиванию процесса, отложению амнистии «в долгий ящик», что невыгодно команде президента. Ведь подобные реформы, как правило, эффективны лишь при условии высокого уровня общественного доверия к власти. В Украине сейчас — именно такой момент, а вот через год-полтора ситуация может измениться.

Вместе с тем не следует забывать, что положение об отказе Украины от проведения каких-либо налоговых амнистий есть в Меморандуме о сотрудничестве Киева с МВФ. И если власть попытается принять решение в обход Фонда, рискуем потерять поддержку этого института — прежде всего, кредитную. Если же хотим продолжать сотрудничество с МВФ, то должны убеждать его специалистов в жизненной необходимости для Украины этого шага и в том, что он не создаст дополнительных проблем. А для этого нужно, прежде всего, сформировать на законодательном уровне и на практике эффективные предохранители от легализации средств, полученных коррупционным путем.

Читайте также на DOSSIER:  Без "схематоза": Гончарук назвал два условия открытия рынка земли

«Если такие механизмы будут выписаны нечетко и неоднозначно, на фоне отмены ответственности за незаконное обогащение это приведет к тому, что чиновники смогут «отбеливать» деньги, не легализованные ранее — например, через родственников или знакомых. Антикоррупционные же органы при этом не смогут привлечь должностных лиц к уголовной ответственности за прежние преступления», — говорит директор Института социально-экономической трансформации Илья Несходовский. — Задача — убедить в эффективности противодействия этим вызовам как международных партнеров, так и украинское общество. То есть, внедрению новаций должна предшествовать широкая разъяснительная кампания — украинцы должны понимать, зачем это нужно им и государству.

Илья Несходовский

Соответственно, срок проведения амнистии не должна ограничиваться несколькими днями или неделями. В мире такие мероприятия, как правило, длятся от 1 месяца до года. Для Украины же, по оценкам специалистов, оптимальный период амнистии — от 3 до 6 месяцев.

При этом бизнес и граждане должны доверять не только власти, но и органам и должностным лицам, которые будут отвечать за практические шаги — в частности, изучение и обобщение указанных при заполнении «нулевых» деклараций сведений. Потому что, как показывает мировой опыт, конфиденциальность в этом вопросе очень важна. В свое время попытка такой реформы в России провалилась именно из-за недоверия к тем, кто обрабатывал информацию, и рисков ее утечки. Нам нужны предохранители от произвола со стороны налоговых инспекторов или других «исполнителей» — в частности, через гарантии объективного судебного разбирательства. Необходимым условием правильной амнистии и начала всеобщего декларирования является упорядочение налоговых правил игры: снижение ставок налогов и упрощение их администрирования, более быстрая дерегуляция и существенное сокращение возможностей и «соблазнов» для органов контроля «кошмарить» бизнес и «пить кровь» из рядовых граждан.

А еще людям надо гарантировать, что через несколько месяцев или лет после амнистии никому не придет в голову принять (как это часто у нас бывает) кардинально противоположные решения. Также, по мнению экспертов, наши соотечественники, которые имеют «мелкие грешки», должны осознавать: чтобы гарантировать их спокойный сон, государство дает уникальную возможность, которой в ближайшем будущем уже не будет. И здесь следует помнить об опыте Индии и Италии, где подобные шаги повторялись и стали «обыденностью», и люди не спешат пользоваться предоставленными возможностями, откладывая легализацию своего имущества «на потом». Все это надо учесть при подготовке законопроекта.

Читайте также на DOSSIER:  Скалецкая: Что такое "реформа Супрун"? За последние три года было только одно изменение

«Прежде чем готовить проект такой реформы, важно четко определить ее цель, — добавляет Илья Несходовский, — от этого будут зависеть и разработанные инициаторами механизмы реализации будущего законодательного решения. Одно дело — когда хотим добиться, чтобы выведенные в разное время и разными способами капиталы вернулись в Украину и начали работать на ее экономику. Другое — если речь о внедрении тотального контроля доходов и расходов всех граждан. Последнее потребует больших усилий и может привести к негативным последствиям». Преимущества первого варианта, как объясняет эксперт, — не только получение государством дополнительных средств, но и выгода от активизации экономической жизни. Выгодно это и бизнесу: люди, которые до этого активно выводили средства за рубеж, смогут «без вопросов» приобрести новое имущество в Украине, инвестировать в производство, и, как следствие — увеличить собственные доходы.

Правда, конкретно об экономическом эффекте от возможного объявления налоговой амнистии, по мнению экспертов, говорить рано — все будет зависеть от выбранной модели.

Но даже при условии реализации оптимистичного сценария объемы теневой экономики в Украине, которые по разным оценкам, достигают 35-45%, удастся сократить всего на несколько процентных пунктов. В денежном выражении это — не более миллиарда долларов. Зато больший эффект получим, только внедряя параллельно с налоговой амнистией другие модернизационные мероприятия — в частности, направленные на дальнейшую дерегуляцию бизнеса, обеспечение права собственности, улучшение инвестиционного климата и обеспечение неотвратимости наказания за продолжение незаконных действий (без альтернативы «порешать» что-то в судах).

Владислав Обух, Киев

Pin It on Pinterest