Настоящая коррупция. Записки экономиста

FavoriteLoadingзакладки →
Существуют виды коррупции, которые приводят к значительным общественным и экономическим потерям, но которые очень сложно выявить и остановить

Для большинства украинская коррупция ассоциируется скорее с «банками Чауса», так как пример судьи-взяточника понятен, а собранные НАБУ доказательства вины не вызывают сомнений. Но есть виды коррупции, которые приводят к значительным общественным и экономическим потерям, но значительно сложнее выявить и остановить.

Когда были представлены оценки потерь экономики Украины от коррупции, часть экспертов справедливо отметила, что эти данные – скорее низшая граница размера таких потерь. Причина потенциального занижения потерь в недооценке истинных масштабов коррупции.

Недооценка масштабов коррупции

Во многих исследованиях коррупция измеряется с помощью опросов бизнеса или граждан. Можно ожидать, что респонденты поделятся информацией, если взятку требует чиновник. Как это, например, было с задержанным судьей Чаусом. По сути такой платеж является дополнительным налогом, идет в карман чиновника. Это может быть неофициальная плата за легальную административную услугу (вымогательство) или освобождение от наказания за определенный вид нарушения. Такой вид коррупции называют административной. Но административная коррупция – это только верхушка айсберга. Давайте попробуем рассмотреть и скрытую и одновременно более опасную часть коррупционного ледника.

Захват государства является почти невидимым для посторонних глаз

В некоторых случаях бизнес и граждане сами являются инициаторами коррупции. Например, когда предприниматели за взятки получают преференции для бизнеса через доступ к деньгам бюджета, использование государственных активов или контроль над государственными регуляторами в собственных интересах. Такая проактивная коррупция описывается специальным термином «захват государства» (state capture).

Коррупция, связанная с захватом государства, приводит к недополучению налогов и, как следствие, недопроизводству государством общественных благ. Интересы регуляторов на монопольных рынках позволяет необоснованно повышать цены для потребителей, ограничивать вход новых игроков. Захват государственных предприятий приводит к их расхищению тремя основными способами: (1) закупки для нужд предприятия по завышенным ценам с целью получения отката (2) реализация готовой продукции по заниженным ценам, когда маржа оседает на фирмах-прокладках (3) хищение активов.

DOSSIER →   Шуляк рассказала о наиболее коррупционных услугах в сфере строительства и как это изменить

Поскольку бизнес-захватчик выигрывает от контроля над государственными институтами, то не заинтересован в обнародовании фактов такой коррупции. На более чем миллион зарегистрированных в Украине предпринимателей и компаний количество захватов составляет, по нашим оценкам, максимум десятки, возможно, сотни людей. Поэтому вероятность их попадания в выборку, а тем более желание делиться примерами коррупции, близки к нулю. Итак, измерить «захват государства» с помощью опросов невозможно. Также бизнес будет незаинтересован в расследовании и прекращении таких схем компетентными органами.

Коррупция по бартеру

Выявление коррупции в случае захвата государства может осложняться отсутствием денежных взяток, когда захват происходит через обмен «услугами». Захватчиками государства могут быть чиновники, политики или бизнесмены. Последних, из-за их влияния на политику, правильнее называть олигархами. Олигархи за захват государства могут платить политикам голосами лояльных депутатов в парламенте, положительным освещением деятельности в собственных СМИ, финансированием популизма, поддержкой занятости на собственных предприятиях, жертвуя экономической эффективностью. Аналогичный обмен услугами может происходить и между самими олигархами. Зато захватчики государства получают законодательно закреплены легальные преференции, которые могут определять правила игры целых отраслей.

Интересы государства почти невидимым для посторонних глаз, но возможно выявить риски такого типа коррупции. Они заключаются в наличии фаворитизма, кумовстве, монополизации отдельных отраслей.

Оценка фаворитизма является составной оценки Глобального индекса конкурентоспособности. Украина занимает 99 место из 140 по уровню фаворитизма (где 1 место означает наименьший уровень фаворитизма, а 140 – самый большой). Например, Польша занимает 69 место, Грузия –- 48.

Еще одним косвенным признаком захвата является доминирование на рынке отдельных бизнес-групп. Украина занимает 98 место из 140 стран по оценке уровня доминирования Глобального индекса конкурентоспособности. По этому показателю Украина также отстает от Польши (18 место) и Грузии (88 место). При этом страна находится близко ко дну с 136 местом по оценке качества антимонопольной политики. Польша занимает 50 место, Грузия – 116.

DOSSIER →   ВАКС назначил к рассмотрению дело о «пленках Вовка»

Вместо поиска грабителя повесь новый замок

Выявленные риски захвата государства не означают, что факт такого захвата доказан. Это делает почти невозможным привлечение захватчиков к ответственности. Единственный выход – пересмотреть правила игры таким образом, чтобы нивелировать выявленные риски.

Если вашу квартиру ограбили, а через некоторое время сосед, которому оставляли ключи на время отпуска, купил новое авто, у вас нет оснований для обвинений, но вы, скорее всего, смените замки и больше не будете оставлять ключи соседям.

Перечень рисков, является более чем достаточным основанием для пересмотра правил игры, в частности включает: отсутствие конкурентного рынка, ограничения для входа новых игроков, установление регулятором или другими органами власти цен в пользу производителя за счет потребителей, создание налоговых преференций для отдельных компаний, неконкурентные закупки за счет бюджета, продажа продукции государственных предприятий по заниженным ценам.

Конечной целью пересмотра правил игры является освобождение государства от захвата и преобразование олигархов в крупных бизнесменов или рантье.

После развала Советского Союза размеры экономик Польши и Украины были почти одинаковы. На сегодняшний день экономика Польши почти в три раза больше украинской. Лишь пятая часть этой разницы объясняется административной коррупцией. Остальные потери объясняются другими факторами, одним из главных, вероятно, является захват государства.

Источник: nv.ua