Нафтогаз перенес реформу рынка природного газа на 2 месяца. А что потом?

FavoriteLoadingзакладки →

Все апологеты Нафтогаза стараются убедить экспертное сообщество и народ в том, что они заинтересованы в реформе

Потом, скорее всего, ее еще раз попробуют перенести в сроках и так до бесконечности, а все потому, что НАК «Нафтогаз Украины» категорически пытается избежать внедрения прогрессивных и либеральных реформ на подконтрольном ему рынке. Иначе, если реформа будет внедрена, она поломает его схемы по «отжиму» других участников рынка,  сообщает «Наголос».

Одной из необходимых частичек реформы рынка природного газа является суточная балансировка на этом рынке. Если коротко, то ее суть сводится к тому, что потребители природного газа, сейчас, «заказывают» каждый месяц некий объем газа, который им необходим в ближайший период, по итогам месяца, показатель потребления может отличаться от планового. Это и называется небаланс. Укртрансгаз штрафует за этот самый небаланс, а эти штрафы перекладываются на потребителя в качестве тарифов на газ и тепло. Внедрение же суточной балансировки позволит планировать и считать реальные объемы потребления на ежедневной основе. Это, по оценкам экспертов позволит избежать огромны штрафов Укртрансгаза для потребителей, которые выписываются сейчас направо и налево, при этом на огромные суммы. Однако НАК «Нафтогаз Украины» придумал свою внутреннюю методику, позволяющую ему эти долги теплокоммунэнерго (ТКЭ) «надувать» штрафы вешать их на облгазы. Основная цель НАК «Нафтогаз Украины» довести до банкротства облгазы и стать монополистом по всей цепочке поставки газа на всем рынке.

Если будет запущена ежесуточная балансировка, то эти небалансы не будут такими большими и соответственно, меньше затрат будут нести потребители и поставщики, а это естественно скажется на тарифах. Ну и самое главное, что в ежедневном режиме нужно будет осуществлять номинации на ТКЕ и вся схема вскроется, а это НАК «Нафтогаз Украины» совсем невыгодно. 

Все апологеты Нафтогаза стараются убедить экспертное сообщество и народ в том, что они заинтересованы в реформе и внедрении посуточной балансировки рынка природного газа. Но, одно дело говорить о том, что есть поддержка в проведении реформ, а совсем другое – действительно что-то делать в данном направлении. Что касается дело, то тут дела обстоят очень, как говорится, туго.

DOSSIER →   Шуляк рассказала о наиболее коррупционных услугах в сфере строительства и как это изменить

Сообщается, что участники рынка сами просят отсрочить внедрение суточной балансировки ввиду их неготовности к принятию новых правил работы. Это кардинально не соответствует действительности, ведь все участники рынка все время напоминали главному игроку – Нафтогазу и его дочерней компании Укртрансгазу о том, что они готовы и рады работать в режиме суточной балансировки и даже предлагали собственную помощь в качестве волонтеров для того, чтобы запустить данное новшество как можно скорее, или хотя бы в рамках плана внедрения реформы, которая была согласована с европейским энергосообществом и украинским Правительством и Парламентом. Однако, все эти мольбы не были услышаны и НАК «Нафтогаз Украины» продавил решение о переносе сроков по внедрению суточной балансировки еще на 2 месяца.

Причиной переноса срока внедрения суточной балансировки, которая заложена в Кодексе ГТС, по заявлениям самих руководителей Нафтогаза (Андрея а и Юрия Витренко), является сам Кодекс! В 2017 году, оказывается, Кодекс был принят с нарушением о чем НАК и Укртрансгаз молчали 7 месяцев. К нему возникло огромное количество правок и замечаний и только за 2 недели до запуска, но только у Укртрансгаза и его «мамы» – Нафтогаза. Еще более странным вся эта вакханалия выглядит еще и потому, что разрабатывал Кодекс ГТС в составе рабочей группы Укртрансгаз и НАК. Интересно, что в начале НАК и УТГ пытались сделать крайними европейского поставщика программного обеспечения для Укртрансгаза, за которое заплатили 80 млн грн и которое успешно функционирует на нескольких европейских рынках. Но не подали в суд, при этом, на того самого ИТ поставщика (поскольку однозначно его проиграют), а сделали «заказной» ИТ аудит, который не представили общественности, а рассказывают о том, что «программа не работает», «мы ничего не сделали, а оно само…». Примечательно, что недавно этот же ИТ поставщик выиграл тендер в Укрэнерго на поставку такого же программного комплекса для балансирующего рынка электроэнергии (проект был профинансирован Мировым Банком), что само собой исключает неработоспособность софта, как такового, и коррупции. Зато за день до проверки регулятором, в УТГ пришли МВДшные орлы, которых УТГ сам и пригласил, и изъял сервер с софтом, что б заблокировать работу. Однако, европейский вендор выразил готовность развернуть копию софта либо в облаке, либо на серверах УТГ, чтоб не сорвать внедрение реформы, но, как вы уже догадались, УТГ эти предложения оставил без ответа. Сейчас ходят упорные слухи что Юрий Витренко из НАКа нашёл немецкого вендора без опыта внедрений подобных решений, но зато за сумму в разы превышающую закупку уже купленного софта, и опять эти миллионы долларов на софт лягут в тариф для простых граждан.

DOSSIER →   Президент подписал мобилизационный законопроект

«В странах ЕС подобные реформы на энергетических рынках начали внедряться почти 10 лет назад. Это дало возможность европейским потребителям уйти от необходимости выкупать заказанные, но ненужные объемы природного газа по долгосрочным контрактам или платить штраф за недобор. Развитие краткосрочной торговли газом на хабах в ЕС является одним из ведущих рыночных инструментов, внедрение которого предусмотрено III Энергопакетом. Это позволяет повышать объемы торговли и продавать ресурс по ценам, основанным на спотовых индексах. Долгосрочные контракты до сих пор используются как механизм поставок и формирования цены, но благодаря развитию биржевой торговли компании – поставщики и потребители получили альтернативный инструмент.

Для Украины переход на суточную балансировку – логичный и последовательный шаг в реформе по либерализации рынка природного газа и устранению трансграничных барьеров на энергетическом просторе Европы. Мировой опыт показывает – прозрачности и конкурентности на энергетическом рынке можно достичь благодаря унификации правил торговли природным газом, демонополизации и развитию механизмов торговли, в частности – газовых хабов и бирж. И это нужно принимать во внимание при проведении реформы газового рынка Украины», — сообщил в своем блоге на сайте Лига.нет президент Ассоциации «Газовые трейдеры Украины» Андрей Мизовец.

Учитывая то, что апологеты защищают интересы НАК «Нафтогаз Украины» и ПАТ «Укратрансгаз» и не ставят во главу своей деятельности интересов защиту интересов потребителей и население, то закрадывается мысль, по крайней мере у меня, о том, что Нафтогаз, по крайней мере его руководители, заинтересованы в сохранении статуса-Кво из-за того, что при таком положении дел сохраняется монопольно положение Нафтогаза и усиления монополии уже в сегменте поставок, существует возможность ручного управления рынком и продолжать насчитывать надуманные штрафы, и дальше эксплуатировать придуманную ими же схему. Так что можем сделать вывод, что и далее мы будем наблюдать за тем, как НАК будет, исподтишка, саботировать и отсрачивать внедрение современных и своевременных реформ, как и с анбандлингом, поскольку это не в интересах НАК Нафтогаз, и реформы там проводятся только на словах и в пиаре, а не на практике.

DOSSIER →   Агроэкспортерам нужно диверсифицировать рынки сбыта, не дожидаясь ограничений ЕС - Минагрополитики