Могут украсть целый офис с техникой и 80% бюджета — как разворовывают деньги на выборах

FavoriteLoadingзакладки →

Кандидаты в президенты уже сформировали или формируют свои избирательные штабы. На своим кампании они готовы тратить серьезные деньги, но не все они будут потрачены с умом. Часть средств украдут, “распилят”, потратят не по назначению. Эксперты уверены, что в штабах будут “пилить”, но уже меньше, чем в тучные годы. О том, как именно расходуют деньги в избирательных штабах и как “распил” средств повлияет на качество кампании кандидата.

Могут украсть целый офис

Политический эксперт Денис Кирюхин утверждает, что руководители штабов иногда могут присваивать 40% избирательного фонда. “Например, на округ приняли 800 агитаторов, но начальник штаба реально запускает 400. Отдельной статьей финансируется подкуп членов избиркомов, которых иногда просто нет”, — приводит пример Кирюхин.

Экс-нардеп Тарас Чорновол был участником многих избирательных кампаний, а в 2004 году в третьем туре руководил штабом Виктора а. Чорновил вспоминает, что “пилили” деньги почти на всем. “Воруют на медиа, рекламе, раздаточных материалах. Очень много крадут на подкупе избирателей. На вбрасывание бюллетеней. За подвоз людей платят и на этом “пилят” деньги. Был случай, когда студенты должны были вбрасывать бюллетени, но деньги решили сэкономить и родственник одного из штабистов сам вбрасывал бюллетени. Ее схватили и заблокировали в помещении. На этом она и погорела”, — сказал эксперт.

Бывший начальник штаба вспоминает, что на одну область могли выделить денег во втором туре больше, чем всю кампанию в третьем туре. Во втором туре могли красть около 80%, но эти деньги толком никого не интересовали. По словам а, это были деньги, которые при Кучме выкачивали из бюджета. Кроме того, часть кампании проводили структуры Сергея Тигипко, часть кампании — администрации президента, где главой был Виктор Медведчук. Именно из-за того, что игроков было много, толкового контроля не было.

Черновол утверждает, что деньги могут вовсе не воровать, но в редких случаях, или прикарманивать до 70% бюджета. Доходило даже до того, что после выборов неожиданно пропадали целые офисы партий.

Куда-то исчезло оборудование штаба. Я до сих пор не могу понять, кто его украл. Правда, во втором туре в штабе Януковича речь шла о таких суммах. что за деньги особо никто не переживал. Поэтому, и на пропажу оборудования из офиса закрыли глаза”, — говорит экс-нардеп.

Профессиональные “распильщики”

Депутат одного из местных советов в Херсонской области от партии “Свобода” рассказал “Вестям”, что профессиональные дельцы подтягиваются к партиям специально перед выборами. “Нашим штабом руководил человек, который неплохо заработал на выборах президента в 2010 году. Затем он пропал и предложил свои услуги нам перед следующими выборами. Мы от его услуг отказались, а затем он всплыл в Радикальной партии”, — вспоминает депутат.

Руководители штабов в регионах считают, что во время кампаний им нужно получить максимальный “профит” и отлично заработать. Состричь денег получается и у рядовых “штабистов”, которые, к примеру, в областных центрах могли иногда после выборов позволить себе новенький ноутбук или даже недорогую квартиру в провинции. Руководители штабов после выборов, как правило обновляют свой автопарк, приобретают очень дорогую недвижимость. Такие суммы удавалось осваивать “штабистам” в 2004-2012 годах.

Политолог Владимир Фесенко отмечает, что на местах передвижение средств на выборах очень сложно контролировать и “распиливают” иногда значительную часть бюджета. “Частенько технологиями занимаются аматоры, а это приводит к разворовыванию избирательного бюджета и поломке самих технологий”, — говорит политолог.

Тарас Черновол также добавил, что очень много денег воруют кандидаты от власти, занимаясь инфраструктурными проектами. Например, когда ремонтируют дороги, строят школы и детские площадки в рамках кампаний, на которые тратят в 10 раз больше, нежели требуется. Например, перед выборами 2004 года во Львове построили Сиховский мост, потратив на него в 10 раз больше денег, чем ожидалось.

Во время избирательных кампаний руководители областных партийных организаций собирались “пилить” деньги на визитах кандидатов в свой регион. Например, главы областных ячеек “Партии регионов” просили у спонсоров по 100 тыс. долларов на визит Виктора Януковича в область, но не всегда получали желаемую сумму.

В 2005 году “Партия регионов” выстроила свою партийную инфраструктуру и ее главный спонсор Ринат Ахметов поставил и Калюжного контролировать расходы средств. Если раньше деньги тратили направо и налево, то с 2005 года за каждой копейкой начали следить. Например, приезжает один из членов партии из регионов защищать свой проект и говорит, что надо устроить встречу с Януковичем. Нужно заплатить журналистам, подвезти людей, организовать звук, помещение. На это просили около 100 тыс. долларов. Янукович отправлял к Геллеру. У Геллера все посчитали и решили выдать не 100 тыс, а 10 тыс долларов. Еще и говорили, что их надо потратить с умом, потому что мы будем контролировать. Когда олигарх дает со своих, то он контролирует”, — отметил экс-нардеп.

Жадность приводит к провалу

Есть мнение, что именно неэффективное расходование средств во время президентской кампании 2010 года помешало победить Юлии Тимошенко. Представители арт-студии, разработавшей лозунг “Вона працюе” вспоминают, что креативный директор штаба “Батькивщины” Виктор тогда заплатил всего 1000 долларов за лозунг, хотя студии обещали дать право размещать рекламу Юлии Владимировны. Разработчик лозунга Елена Петрова говорит, что ее достижение приписали потом Александру у.

Уколов предложил принять участие в разработке предвыборной рекламы для Тимошенко.  Мы придумали слоган: «Они говорят, она работает», хотели, чтобы реклама Юли появилась за два месяца до выборов. Уколов заверил лишь, что если решат воплощать ее идею, то компании дадут деньги на размещение всей рекламы. Мы могли заработать от 50 до 100 000 долларов”, — утверждает Петрова.

Тарас Черновол, оглядываясь на свой опыт, делает вывод, что распиливание избирательных денег часто приводит к откровенным провалам. Это  снижает качество кампаний. Чтобы скрыть воровство в штабах делают “шумовые эффекты”.

“Классический пример — во Львове в 2000 году против меня шел Валерий из “Демсоюза”, его поддерживал Кучма. Он сам не давал денег, они шли из бюджета. Деньги были астрономические, украли около 80%. Чтобы показать кандидату, что работа кипит, во Львов привезли звезд шоу-бизнеса: очень дорогого на то время Павла Зиброва, Иво а. Устроили шикарный фейерверк. Правда, это сделали во время Петрова поста. Во Львове люди верующие и в пост не пошли на развлекательные мероприятия. Эффект был просто катастрофический. Роскошь сделали демонстративную, но  это резко понизило его рейтинг”, — говорит Черновол.

Собеседники “Вестей”, в разное время работавшие в штабах Партии регионов и “Батькивщины” на выборах в 2010 и 2012 годах рассказывают, что очень часто руководители штабов доверяли дорогостоящие проекты своим родственникам.

Вместо привлечения профессионалов, сложная работа делалась некачественно детьми руководителей штабов, их женами и мужьями и часто из-за этого проигрывались кампании в регионах. Они писали некачественные речи, некачественно организовывали работу членов комиссий. выдумывали “безумные” агитационные ходы. По документам работа была сделана, но сделана очень плохо за огромные деньги, особенно н президентских выборах 2010 года”, — вспоминает источник.

Прагматичные Порошенко и Тимошенко

По мнению ола, во время президентской кампании многое будет решать фактор “спонсора”. Если кандидат будет сам оплачивать выборы, то он постарается тратить деньги максимально эффективно. Петр Порошенко наверняка будет спонсировать кампанию, используя свои доходы от бизнеса. у Юлии мощная партийная структура и сеть спонсоров во всех регионах, Владимира Зеленского связывают с олигархом Коломойским.

“Петр Порошенко будет спонсировать свою кампанию, поэтому постарается следить за расходами. Кононенко будет следить за каждой гривней в регионах”, — отметил Черновол. Он также добавил, что также серьезный контроль будет у кандидатов, которых поддерживают конкретные олигархи. Часть кандидатов же рискуют попасть в руки мошенников, которые попытаются разбогатеть на избирательной кампании и деньгах кандидатов.

Есть уже кандидаты, которых, по мнению блогеров и аналитиков, откровенно “разводят”. Так к считает блогер Павел , комментируя эксцентричную избирательную кампанию Игоря Шевченко, который ищет себе жену.

Игорю Шевченко впарили накрутку ботами лайков под постами в фейсбуке (от чего уже отказались даже депутаты-радикалы) и ютуб-шоу “Ищу жену”. Знаю пиарщиков которые с ним работают, это очень сомнительные персонажи. Позже напишу кто, пока хочу посмотреть, что они еще ему впарят. Развести такого кандидата, конечно, очень легко”, — отметил Ярмоленко.

Владимир Фесенко отмечает, что максимально прагматично будет действовать Юлия Тимошенко, потому что средств не так много, как в лучшие времена ее партии и каждая копейка будет на учете. К тому же, Юлия Владимировна наверняка помнит горький урок 2010 года и постарается провести кампанию максимально эффективно. В целом же эксперты подтверждают, что утечек бюджета на будущих выборах президента будет намного меньше, чем на выборах 1994, 1999, 2004 и 2010 годов.