Мимо урны: почему треть украинцев не проголосуют на выборах

FavoriteLoadingзакладки →

Миллион «с хвостиком» украинских граждан не смогут проголосовать на выборах, несмотря на то что они находятся в Украине физически, живут тут активной социальной жизнью и платят налоги. Точное количество этих людей пока уточняется, но уже ясно, что таких «абсентеистов поневоле» с каждым годом становится все больше. «Вести» выяснили, кто будет поражен в правах на президентских и парламентских выборах, почему сложилась такая ситуация и как ее можно исправить.

«Не будут гнездиться»

Гипотетически в положении абсентеиста (от англ. absent — отсутствие), то есть человека, сознательно устранившего себя от участия в выборах, может оказаться каждый. Так работает постсоветская система прописки, сегодня — регистрации: чтобы прописаться, например, в новой квартире, необходимо выписаться из старой.

«Тут и происходит заминка. Например, военкомат по какой-то причине отказывается выписывать военнообязанного. Или его документы потерялись — их ведь нужно восстановить«, — поясняет «Вестям» адвокат Андрей .

Такие случаи нередки, и люди, столкнувшиеся с ними, становятся, по сути, случайными жертвами. «Но куда чаще люди самостоятельно лишают себя права голосовать. С разными целями они сами снимаются с регистрации в точке «А», но в точку «Б» так и не доходят. Просто зависают в воздухе, — говорит собеседник «Вестей» в Центризбиркоме. — Если эти люди не «угнездятся» в каком-либо отделе ведения госреестра (самое позднее за пять дней до даты выборов), голосовать не будут. А ведь эти люди, если я правильно понимаю их природу, своих намерений менять не будут — и «гнездиться» вовсе не намерены«.

Пять групп не у дел

Так о ком речь?  Тех, кто снимается с регистрации, чтобы остаться без «прописки» в паспорте, можно поделить на пять больших групп.

Первая — «экономные». Это те, кто избавляется от регистрации ради экономии на коммунальных услугах, если они начисляются на дом/квартиру в соответствии с количеством зарегистрированных там лиц. Собеседники «Вестей» из числа юристов убеждены: это едва ли не наиболее многочисленная группа избирателей, причем наиболее малообеспеченных (ибо пойти на такой шаг вряд ли решится условный «средний класс» ради экономии в несколько сотен гривен).

Вторая категория — те, кто по какой-либо причине снялся с учета (например, купил квартиру и продал старую), но на учет по-новому так и не стал. Их снимают с регистрации в связи с тем, что они обязались зарегистрироваться по новому адресу.

«Например, в графе «причина» пишут «в связи с учебой». Однако в общежитии не оказалось вакантных мест, и комендант попросил: мол, давайте пока без регистрации, а потом проблему решим, — поясняет адвокат Иван . — Ребята соглашаются, а когда дело доходит до регистрации, уже не хотят становиться на учет: нет смысла, ведь через пару-тройку лет придется снова выписываться. Зачем лишняя беготня? Таких также очень много«.

Третья категория — это военнообязанные-срочнослужащие, то есть почти все молодые мужчины в возрасте от 20 до 27 лет. «Представьте, сколько таких знакомых есть у вас, вспомните, сколько из них не служили в армии, — и получите колоссальную цифру«,— добавляет Либерман.

А политолог Алексей Якубин и вовсе называет затягивание мобилизационной кампании прошлой осенью одним из элементов «выдавливания» таких молодых людей из числа избирателей. «Власть заинтересована в том, чтобы понижать явку всеми доступными методами. Отсюда и ситуация с субсидиями, и желание напугать молодежь: мол, если придете на участки, есть шанс, что вас призовут«, — пояснил эксперт «Вестям».

Четвертая категория — алиментщики и прочие должники, которые избегают ответственности. Они снимаются с регистрации, чтобы госорганам, которые захотят найти их, банально некуда было писать исковые заявления. Масштаб велик: в Едином реестре должников, который ведет Минюст, по состоянию на 29 января значится ровно 169 тыс. человек.

«И это люди, признанные должниками исключительно по алиментам. Они не регистрируются, чтобы нельзя было реализовать исполнительное производство по взысканию с них долга по алиментам. А уж прочих должников, которые также избегают регистрироваться, скрываясь от кредиторов и Госисполнительной службы, больше в разы«, — убежден Иван Либерман.

Пятая категория — граждане Украины, которые выехали на заработки за границу. Они снимаются с регистрации, поскольку в Украине их больше ничто не держит, — и это дополнительное облегчение коммунального бремени для их родственников. Сколько таких граждан снялось с регистрации, подсчитать пока сложно (нельзя точно установить, скажем, уехал ли этот человек навсегда или вернется через определенное время домой).

«Эти люди напуганы»

Собеседник «Вестей» в ЦИК называет приблизительную цифру неголосующих в 1 млн «с копейками». Подтверждают ее и в Госреестре избирателей. Более того, там утверждают: только за последний год таких граждан стало больше на 200 тыс. То есть получается устойчивая тенденция к росту «абсентеистов».

По словам Александра а, руководителя службы распорядителя Госреестра избирателей, такие люди все-таки могут проголосовать, но для этого им (как и переселенцам) нужно будет самое позднее за пять дней до даты выборов явиться в орган ведения реестра. Кроме паспорта, с собой нужно взять документы, которые объясняют, почему этот гражданин не может проголосовать по месту регистрации. Это либо справка с места работы или учебы, либо документ о командировке, договор аренды помещения, свидетельство о праве собственности на жилье, справка переселенца.

«На деле эти люди напуганы. Это малообеспеченные граждане, военнообязанные. Вряд ли они пойдут голосовать, чувствуя подвох. И учитывая, что в реестре у нас 35 млн граждан, а по факту на участки приходят 14–15 млн, один миллион «абсентеистов» — это очень много, — говорит Алексей Якубин. — Особенно в контексте первого тура — тут их отсутствие сыграет огромную роль в условиях минимального разрыва в рейтинге основных конкурентов«.

Эксперт намекает на возможное использование админресурса (в том, что бюллетени этих, отсутствующих в реестре избирателей, в принципе, будут напечатаны) и впоследствии на банальный вброс бюллетеней за кандидата от власти. «Гипотетически бюллетени этих людей могут «проголосовать» без их ведома — вброс сделать возможно. Ведь не только мы с вами знаем об этой цифре, но и штаб провластного кандидата. И у них также думают, как скрытно, но более-менее легально включить этот миллион незарегистрированных избирателей в окончательный результат, — считает политический эксперт Вадим . — Впрочем, реализовать вброс технически будет все равно невероятно сложно, ведь вопрос легитимности выборов уже поднимается Западом как один из наиболее важных«.

В любом случае эксперты видят в увеличении «абсентеистов» технологию по занижению явки, а в этом, по словам а, есть прямая взаимосвязь с гипотетическими подтасовками — когда избиратели используют свое право проголосовать, манипуляций с результатами всегда меньше.

Проект онлайн-регистрации

В МВД предвидели проблему неголосующих еще полтора года назад. Летом 2017-го замглавы МВД Татьяна Ковальчук предлагала упростить систему регистрации для граждан: либо сделав возможной подачу заявки онлайн, либо расширив функционал центров предоставления админуслуг. Однако тогда вопрос завис.

Осенью 2018-го его снова подняли на уровне нескольких министерств. В Верховной Раде 17 октября был представлен проект закона «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания», разработанный Офисом реформирования административных услуг. Как пояснил «Вестям» соавтор законопроекта Сергей Алексеев (БПП), новая система сделает услугу регистрации места жительства доступной в интернете и отменит дополнительные документы и справки. Например, о месте жительства или составе семьи.

Для регистрации или снятия с регистрации будет подаваться только одно заявление, не нужны будут никакие документы и согласования, а внесение отметок в паспорт о месте жительства будет необязательным — только по желанию. «Проект закона уже согласован с центральными органами власти, даже прошел парламентский комитет. Его можно ставить в повестку и принимать, тем более что это выгодно политически. Ведь он помог бы гражданам реализовать их избирательное право и урегулировал бы те расхождения, которые возникают между постсоветским институтом «прописки-регистрации» и избирательным законодательством«, — сказал Алексеев «Вестям».

По его словам, за две сессионные недели, что остались до конца февраля, документ вполне может оказаться под куполом. «И если будет принят — президент наверняка его подпишет«, — уточнил нардеп. Впрочем, норма вряд ли будет принята. Источники «Вестей» в президентской фракции сообщили, что проект закона не был согласован для вынесения под купол как раз потому, что он упрощает процедуру голосования.

Владельцы ID-паспортов голосовать могут

Накануне старта кампании в ЦИК уточнили: проголосовать не смогут даже те, кто получил паспорт в виде ID-карточки. «Дело в том, что закон о выборах президента принимали давно. Самое время серьезно поработать над точечными изменениями к нему. Там много вопросов, которые станут серьезными, если не будут пересмотрены надлежащим образом«, — сказала глава ЦИК Татьяна на пресс-конференции.

Ясность в этот вопрос внесли в Госмиграционной службе. «Паспорт гражданина в виде ID-карточки является документом, который удостоверяет личность и подтверждает гражданство Украины. Этот документ является основанием для получения избирательного бюллетеня на участке и дает право голоса«, — уточнили в пресс-службе Госмиграционной службы.