Мифы медреформы. На реформу хватит денег

FavoriteLoadingзакладки →

В прошлый раз я опровергал мифы медреформы о том, что каждый украинец сможет выбрать себе семейного врача, при этом нагрузка на врача будет такой же, как в Европе. Сегодня поговорим об очередном мифе: на реформу хватит денег. А также рассмотрим, сколько средств выделялось на медреформу в Польше.

Медицина может стать бесплатной, только если на это хватит денег в бюджете (Смотрите миф №4). Сколько же реально нужно для этого средств? Можем определить тремя способами.

1. По доле расходов на здравоохранение в общем объеме государственных расходов страны. ВООЗ считает, что минимальный уровень расходов на охрану здоровья должен составлять не менее 6% от ВВП. Прогноз официального ВВП Украины на 2018 год – 3 247,7 млрд грн. Чтобы обеспечить финансирование охраны здоровья в размере 6% ВВП, нужно заложить 195 млрд грн. Но это официальный ВВП, в оценке ВООЗ говорится не об официальном, а реальном ВВП страны. По оценкам МВФ, доля теневой экономики в Украине более 44%, следовательно, реальный ВВП (с учетом теневой экономики) составляет 5799,5 млрд грн, а оптимальный объем финансирования охраны здоровья – 348 млрд грн (бюджет и средства пациентов).

2. По обеспечению паритетности роста финансирования всех уровней медицинской помощи. Если учесть тарифы МОЗ на первичную медицинскую помощь, то только на первичную помощь для всех украинцев в этом году нужно было выделить 24,15 млрд грн (в 2,48 раза больше, чем в 2017 году, тогда он составил 9,7 млрд грн). А для обеспечения в 2019 году капитационной ставки на уровне 410 грн – 268 млрд грн (в 2,76 раза больше, чем в 2017 году).

Это означает, что общие расходы на всю систему медицинского обслуживания населения (субвенция и программа государственных гарантий на первичную медицинскую помощь) должны составлять 144,15 и 160,4 млрд грн соответственно. При этом в 2018-2019 годах общие расходы системы здравоохранения должны составить более 280 млрд грн.

DOSSIER →   Зеленский уволил Данилова и назначил разведчика секретарем СНБО

3. По доле первичной медицинской помощи в общих расходах в системе медицинского обслуживания населения. В стабильных системах охраны здоровья на финансирование первичной медицинской помощи направляется 10-15% от общего финансирования всей системы медицинского обслуживания. Значит, потребность в финансировании на 2018-2019 годы других видов медицинской помощи составляет 137 и 151,9 млрд грн, а общая потребность в финансировании системы медицинского обслуживания населения в 2018 году составляет 161,2 млрд грн, а в 2019-м – 178,7 млрд грн. И это только медицинское обслуживание населения. Добавьте сюда финансирование системы общественного здоровья, централизованных программ лечения, ведомственную медицину (в воюющей стране особенно актуально) и т. д., и общий объем финансирования охраны здоровья снова превысит 210-218 млрд грн.

Только при выделении таких сумм можно говорить о действительно бесплатной медицине и выживании больниц без дополнительных платных медицинских услуг. Но без значительного роста экономики и доходов государственного бюджета выделить подобные суммы из бюджета невозможно.

Что делать?

ственной реальной возможностью полноценно профинансировать украинскую медицину – ввести общеобязательное государственное медицинское страхование. За работающих зплатит работодатель, за остальных – государство.

Справочная информация:

Польская медицина имеет 34 млрд долл. в год

В соседней Польше при населении 38 млн человек общие расходы на охрану здоровья в 2017 году составили более 34 млрд долл. Из них 70% – государственные расходы. Это более 22 млрд долл (4,2% ВВП).

Из них на систему медицинского обслуживания населения через единого закупщика направлено около 19 млрд долл. (более 500 млрд грн в год). Остальное финансирование – средства граждан (прямые платежи или добровольное страховка). При этом система охраны здоровья Польши считается одной из самых неэффективных в ЕС. В рейтинге Европейского индекса здоровья пациента за 2016 год Польша заняла 31-е место среди 34 стран.

DOSSIER →   Что придумали в ЕС в вопросе экспорта украинской агропродукции

В 2017 году Польша приняла новую программу реформирования охраны здоровья, которая, в частности, предусматривает значительное увеличение государственного финансирования в 2025 году до 6% ВВП. Кроме того, Польша отказывается от единого закупщика медицинских услуг (аналога созданной в Украине Национальной службе здоровья), поскольку его функционирование приводит к монополизации рынка.

Валерий Дубиль