Мертвая реформа «слуг» и прогрессивные земельные отношения

FavoriteLoading_Добавить публикацию в закладки

Неважно, будет или не будет принят закон о так называемом обороте земли № 2178-10. Суть его останется: он никоим образом не касается селянина, гражданина Украины, украинского народа, государства Украина. Закон написан под определенных лиц, в их интересах.

Проект закона № 2178-10 откроет возможности скупать земли как селян, так и государства, и рычаги этой скупки по данному проекту отдаются вместе с режимом таинственности на откуп Кабмину.

Законопроект № 2178-10 узаконит в правах арендаторов на землю, скупленную за бесценок у селян через 49-летнюю аренду и 100-летний эмфитевзис. Легализация незаконно приобретенной земли – еще одна цель этого закона.

Почти вся земля в Украине находится в долгосрочной аренде. И это фактор, сдерживающий переход к самостоятельному хозяйствованию. Он же будет сдерживать рост цены на землю, ибо фактически у селянина — собственника земли есть только один покупатель – арендатор с его преимущественным правом на землю.

В усиление позиции такого закрепощения селян в наличии также имеется проект № 2194 – проект-подкуп арендаторов, который был принят в первом чтении 14 ноября 2019 года и который активно рекламирует его инициатор — председатель аграрного комитета Верховной Рады Николай Сольский. Этим законопроектом, в частности, предусмотрено внести изменения в ст. 130 Земельного кодекса Украины, согласно которым селянин-собственник земли должен получить разрешение на продажу земли от арендатора.

Относительно возможных цен на землю «интересным» является ответ министерства Тимофея а за подписью его заместителя Павла Кухты на обращение депутата-«слуги» Олега Дунды. Министерство предполагает, что цена продажи «паевой» земли в 2020 году составит 2236 долл./га и вырастет в 2024 году до 2440 долл./га; государственной земли — соответственно, 3354 долл./га и 3660 долл./га.

Откуда такие цены на землю, понять из предоставленных министерством расчетов трудно. Чтобы платить 50 тыс. грн за гектар, необходимо иметь стабильную прибыль в 13 тыс. грн с 1 га и получить кредит на 7 лет под 7% в гривне. Это нереально.

Да и этот высокий ценовой вариант, как отмечается в ответе министерства, соответствует основному проекту закона № 2178, который был подан именно Кабмином и который предполагал, что так называемый рынок будет с участием иностранцев. А проект № 2178-10 является альтернативным правительственному законопроекту № 2178.

DOSSIER →   Образовательные траектории и автономия университетов: Рада приняла закон о реформе высшего образования

Поэтому в ценовом вопросе можно ориентироваться на видение заместителя Тимофея Милованова по аграрным вопросам Тараса Высоцкого: «…если исходить из ограниченной модели, по которой покупать землю смогут только граждане страны, то цена будет максимум 1500 долл. (за гектар, — ред.)». По такой цене желающих продавать землю много не наберется.

К тому же Высоцкий знает, о чем говорит, ведь он был генеральным директором ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» и хорошо знает, по какой цене готовы скупать землю платежеспособные агрохолдинги.

Также согласно ранее упомянутому ответу министерства предусматривается, что на 90% покупателями земли будут юридические лица. Не «видит» министерство и предоставления кредитов на покупку земли гражданам Украины, а предусматривает только компенсацию процентной ставки по кредитам. Хотя для чего говорить о компенсации, если банки и так не собираются кредитовать?

Причины:

  • банк будет кредитовать покупку земли только в случае, когда эта земля составляет цельный земельный массив и когда есть достаточный объем земли для ведения оптимально-эффективного с точки зрения современных технологий и их возможности растениеводства;
  • кредитовать покупку земли могут банки – банки с иностранным происхождением (капиталом), с достаточной исторической памятью, чтобы помнить европейскую национализацию земли.

В подтверждение этому есть осторожность касательно покупки земли в определенных странах бывшего социалистического лагеря, где иностранцы скупали землю, которая уже была сконцентрирована местными «барыгами» и в определенной мере отмыта от угроз национализации или иных социально-экономических явлений.

В проекте закона № 2178-10 не прописано никакого кредитования покупки земли с участием государства, все вопросы кредитования переброшены на Кабинет министров.

Итак, в законопроекте № 2178-10 нет ни тезиса, ни предложения, ни слова, ни буквы о создании для украинцев, которые бы хотели заниматься сельским хозяйством, необходимых и достаточных условий для этого. Этим законом украинцев обозначили как неспособную к предпринимательству нацию, нацию вечных батраков.

Об этом говорит и Тарас Высоцкий: «И не надо забывать о чисто украинских традициях: наше общество является обществом наемного труда, а не предпринимательства».

То, что поставили за мечту открыватели так называемого рынка земли, – это концентрация земель и унитарно-концентрационная форму земельных отношений. В отличие от коллективно-консолидированной формы земельных отношений унитарно-концентрационная не несет общественной значимости и, соответственно, не может находиться в зоне интереса любой государственной политики, поскольку не может быть реализована быстро во времени.

DOSSIER →   Министр Сольский прокомментировал подозрение НАБУ

Концентрация земли будет медленным процессом при условии, что не будет насильственных методов принуждения к ней. Кроме того, концентрации земель будет мешать прогрессивное развитие коллективно-консолидированной формы земельных отношений. Концентрационная форма не будет осуществлена и спровоцирует общественную потребность в национализации сконцентрированной земли, что происходило и раньше, в том числе в странах с развитой экономикой на основании законов общественного развития.

Утверждение о затягивании во времени так называемой президентской «земельной реформы» подтверждается и заявлениями самих чиновников, в частности того же Тараса Высоцкого: «Объективно надо настраиваться на период примерно в 15 лет, разделенный на две фазы. Во время первой фазы, которая продлится около пяти лет, будет наблюдаться наибольшая оборачиваемость земель: все желающие продать землю постараются это сделать. Во время второй фазы оборачиваемость упадет до 2-3% в год, и пойдут инвестиции в эту землю. То есть надо настраиваться, что в первую пятилетку деньги будут вкладываться в покупку земли, а только потом — в технологии и эффективность. Мгновенного эффекта от реформы не будет. И только через 15 лет рынок стабилизируется, будут выработаны четкие правила игры и пойдет планомерное постепенное развитие».

Согласно ответу того же министерства, влияние т.н. рынка земли на прирост ВВП в 2020 году (только 4-й квартал) составит 0,22%, в 2021 году – 0,84%, а дальше будет падать и в 2024 году составит 0,22%.

Поэтому возникает вопрос: для чего насаждать так называемый рынок земли, который на самом деле не приводит к росту экономики, не говоря уже о расширенном экономическом росте?

В первую очередь необходимо законодательно уделить внимание прогрессивной форме земельных отношений, которая позволяет реализовать быстрые эффективные преобразования, нацеленные на расширенное воспроизводство сельского хозяйства, включая животноводство и переработку сельхозпродукции до оптимального производственного передела.

Необходим закон о прогрессивных земельных отношениях.

Основными тезисами такого закона «О прогрессивных земельных отношениях» должны стать:

  • поддержка самостоятельного хозяйствования на собственной земле непосредственно или через участие в обществах собственников земли;
  • предоставление селянам-собственникам земли права расторгать договоры пользования (аренда, эмфитевзис) принадлежащих им земельных участков на основании простого требования о досрочном расторжении договора;
  • финансовое обеспечение селян-собственников земли для возврата полученных авансовых платежей, которое может быть необходимым при досрочном расторжении договоров пользования земельным участком сельскохозяйственного назначения;
  • обязательный выкуп земельного участка органами местного самоуправления или органами государственной власти по цене, соответствующей пятикратному размеру нормативно-денежной оценки (примерно 5 тыс. долл. за 1 га для чернозема);
  • кредитование собственников земли в режиме потребительского кредитования за счет прямого государственного кредитования в одно-трехкратном размере нормативно-денежной оценки (примерно 3 тыс. долл. за 1 га для чернозема) для удовлетворения насущных потребительских нужд на условиях до 5% годовых;
  • кредитование граждан Украины за счет прямого государственного кредитования для покупки земельных участков сельскохозяйственного назначения в сумме пятикратного размера нормативно-денежной оценки (примерно 5 тыс. долл. за 1 га) на условиях до 5% годовых;
  • кредитование в необходимом объеме общества собственников земли, которые создаются для самостоятельного хозяйствования на собственной земле, на условиях до 3% годовых;
  • помощь в возвращении незаконно отчужденных земельных участков их владельцам (во время действия запрета на отчуждение земли);
  • формирование государственной поддержки объединения собственников земли в общества собственников земли, которые создаются для самостоятельного хозяйствования на земле;
  • приобретателями права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения могут быть исключительно физические лица с единственным гражданством государства Украина (гражданин Украины имеет право быть приобретателем только одного земельного участка сельскохозяйственного назначения) и органы государственной власти, а также органы местного самоуправления.
DOSSIER →   Министра Сольского подозревают в афере с землей

Чтобы не быть голословным, предлагаю рассмотреть предложенный мною разработанный проект закона Украины «О прогрессивных земельных отношениях», пояснительную записку и сравнительную таблицу к проекту закона. Также вместе с проектом закона депутатам было отправлено сопроводительное письмо о предложенном мной проекте в качестве формы реализации народовластия, который мы не дождались от них.