Медреформа. Текущее состояние: бесплатной и доступной медицины нет. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

FavoriteLoadingзакладки →

В то, что в Украине существует бесплатная медицина, могут поверить только те, кто никогда не нуждался в медицинской помощи. Да и украинская конституция прямо не утверждает, что медицина у нас должна быть бесплатной.

В бесплатную медицину в Украине могут поверить только те, кто никогда не нуждался в медицинской помощи. Да и украинская Конституция прямо не утверждает, что медицина у нас должна быть бесплатной.

Там говорится, что медицинское обслуживание должно быть эффективным и доступным, а также о том, что государственные и коммунальные медучреждения должны предоставлять медицинскую помощь бесплатно.

Наши доктора готовы предоставить помощь, но зачастую за медикаментами и прочими необходимыми материалами пациентов отправляют в ближайшую аптеку.

Это подтверждают исследования Госстата. В 2016 году из общих затрат на лечение и медикаменты в размере 154 млрд грн только 57 млрд грн было оплачено за счет бюджетов разных уровней. На личный карман пациентов пришлось 95 млрд грн расходов на лечение или 62% — без учета 15 млрд грн благодарности врачам.

Затраты населения на лечение значительно превышают все затраты государства на медицину, включая расходы на оплату труда медицинских чиновников, исследования и профилактику, составившие в 2016 году 76 млрд грн.

Большую часть суммы, потраченной населением на лечение в 2016 году, составила покупка медикаментов — 71 млрд грн или 140 грн в месяц на каждого жителя.

В этой цифре кроются недостаточное финансирование медицины государством, вынуждающее украинцев принимать денежное участие в лечении, доверчивость населения к людям в белых халатах, рекламирующим за деньги дорогие препараты, склонность к самолечению, недоступность медицинских услуг во многих регионах.

Статистика подтверждает, что бесплатной медицины в стране нет, и доступной медицину назвать тоже нельзя. Согласно опросу Госстата, 23% семей не получили доступ к необходимым медицинским услугам в 2016 году, а 19% опрошенных рассказали о случаях отказа от лекарств из-за их дороговизны.

DOSSIER →   Что придумали в ЕС в вопросе экспорта украинской агропродукции

Финансирование медицины: закон предусматривает существенный рост

Закон из пакета медицинской реформы предусматривает программу государственных гарантий оплаты медицинских услуг, которая должна включать оплату самих услуг и соответствующих медицинских препаратов. При этом  минимальный размер программы госгарантий должен составлять 5% от ВВП.

Это вдвое больше, чем выделялось из бюджетов на лечение и препараты на протяжении последних лет. Если такое финансирование действительно будет выделяться, это станет существенным шагом в сторону бесплатной медицины.

Если бы на лечение и закупку препаратов государство выделяло 5% от ВВП в 2012-2016 годах, то украинцы могли бы в разы сократить финансирование медицины.

Например, если бы финансирование было на уровне 5% от ВВП, а все дополнительные бюджетные средства были направлены на закупку медпрепаратов, то население тратило бы на них в шесть-девять раз меньше.

Поскольку не все покупаемые населением препараты являются необходимыми, то государство могло бы покрыть все затраты граждан на покупку лекарств.

Насколько реалистичен рост финансирования?

Принятие правила о государственном финансировании медицинских услуг на уровне 5% от ВВП является главным фактором успешности медицинской реформы. Однако в то, что такое финансирование будет выделяться, верится с трудом. Есть сомнения, что в это верят и инициаторы реформы.

В переходящих положениях любого закона о госбюджете есть перечень статей, которые временно не применяются. В основном, такие статьи предписывают финансирование разных госпрограмм. Вероятно, в будущих бюджетах мы увидим и временную «заморозку» статьи о минимальном размере финансирования медицины.

Рост финансирования возможен лишь в случае, если проблема медицины станет самой важной в стране. Наверное, для этого медицинская система должна развалиться, но и тогда реформа вряд ли поможет ее восстановить. Впрочем, простое поднятие государственного финансирования не решает всех проблем.

DOSSIER →   Зеленский уволил Данилова и назначил разведчика секретарем СНБО

Во-первых, деньги все равно будут идти из карманов граждан, только в виде налогов, а то, что решения о финансировании будут приниматься в высоких кабинетах, — не всегда благо. Не секрет, что люди более эффективно распоряжаются своими деньгами, чем чиновники — бюджетными средствами.

С другой стороны, поскольку население подвержено мифам, государственное руководство было бы не лишним. Однако в этой связи есть коррупционные риски.

Во-вторых, даже при щедром финансировании денег на полное бесплатное здравоохранение не хватит — текущие затраты на медобслуживание низкие.

Они не учитывают потребности роста оплаты труда, а значит, не снимают проблемы поборов в больницах, составляющих около 10% общих затрат на медицину. Кроме того, многие люди не могут себе позволить платить за медицинские услуги.

В-третьих, это не помогает поднять качество медобслуживания и компетентность докторов, которые, как показывают соцопросы, половина украинцев считает низкими.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ В СЛЕДУЮЩЕМ МАТЕРИАЛЕ

Игорь , Генеральный директор Concorde Capital и Александр , Руководитель аналитического департамента Concorde Capital