Медицинская реформа: что может сделать лично врач

FavoriteLoadingзакладки →

Какие шаги необходимы для успешного внедрения новшеств в медицине

Проект государственного бюджета – 2020 на здравоохранение предусматривает 108 млрд грн, что больше, чем в 2019 году. В бюджете предусмотрены и финансирование первичной  и экстренной медицины, и реимбурсация стоимости лекарств, и старт с 1 апреля реформы вторичной медицины.

Однако, это пока еще проект, который должна утвердить Верховная Рада. Также пока открытым остается вопрос продолжения медицинской реформы, ведь новая власть – новые правила игры.
Какой же должна быть медицинская реформа, чтобы удовлетворить потребности всех заинтересованных сторон, рассказал в рамках форума Фестиваля Идей в Одессе Александр (заместитель министра здравоохранения Украины в 2016–2019 годах).

Mind предлагает основные тезисы выступления спикера.

Какие ассоциации первыми приходят в голову, когда мы слышим «медицинская реформа»?

Кто-то говорит, что это категорические изменения, разрушение стереотипов, преодоление коррупции в медицине, кто-то вспоминает о пробах Манту, кто-то о странице Ульяны Супрун в фейсбуке. Слово «врач» в этих обсуждениях можно услышать не часто. Однако именно врач является ключевым игроком, который в состоянии изменить качество оказания медицинских услуг. Какова же его роль в этой реформе?

Еще с университета требования к знаниям будущих врачей колоссальны – и студент склонен повторять за своим профессором, по книге, чтобы его признали хорошим студентом. Часто среда в больнице сформирована так, что и врачу, чтобы считаться хорошим, нужно слушать заведующего и главного врача, ведь они отвечают за пациента.

Таким образом медики склонны шаг за шагом идти за авторитетом, за средой, за фармацевтическими компаниями, за брендом, за «так все делают». Даже масштаб знаний не дает шансов на собственные шаги в первые десять лет врачебной практики. Тебя формирует среду. Ты не можешь спорить с профессором.

В то же время парадокс в том, что и медицинский университет часто существует не для того, чтобы дать обществу нового врача, нового гражданина: он или выживает, или наживается – и качество образования не стоит на первом месте.

Причина этого всего – ложная мотивация. Среди причин поступления на медицинские специальности называют географическую доступность, влияние родителей, престижность университета и т.д.

DOSSIER →   Агроэкспортерам нужно диверсифицировать рынки сбыта, не дожидаясь ограничений ЕС - Минагрополитики

Об этом говорят и исследования организации Cedos, и результаты фокус-групп, проведенных нашей командой среди студентов-медиков в прошлом году.

Как можно изменить ситуацию?

Сейчас реализованы четыре шага для того, чтобы улучшить эту ситуацию. И для формирования новой врачебной среды эти шаги необходимо продолжать.

  1. Введен порог 150 баллов по ВНО для поступления на медицинские специальности. Это очень мало, это «тройка с плюсом». Но эти 150 баллов срезают 70% контрактников (если сравнить набор на медицинские специальности в 2017 и 2018 годах). Результаты ВНО – это вопрос мотивации. Важно не столько знание биологии, а желание учиться, достигать, быть лучшим – сдать минимум на 150. Если ты учишься как попало, тебе не место в медицине. Когда поступают другие люди, когда вся группа состоит из тех, у кого было 150 баллов и выше, тогда формируется другая среда. И эта среда сформирует совсем другого врача. Есть военная поговорка о том, что никакое обучение и никакая тренировка не ликвидирует дефекты набора.
  2. Внедрение единого государственного квалификационного экзамена. Если мы уже набрали в университет способных и мотивированных студентов, кто их там будет учить? Те же преподаватели с сомнительным образовательным и научным уровнем? Ведь украинских университетов нет в мировых рейтингах, так же, как и ученых. Итак, мы внедряем единый государственный квалификационный экзамен, составной частью которого является международный экзамен по основам медицины. Задания пишутся за рубежом, переводятся на украинский там же, студенты здесь на компьютере дают ответы на вопрос, оценка им приходит из Америки. Средний результат сдачи этого экзамена международной сравнительной группой (студентами-медиками с разных континентов) – 54%; в Америке, чтобы стать врачом, нужно сдать подобный экзамен на 70–75%. Наш средний результат – 27%. Международный экзамен по основам медицины – это не отдельный предмет, для этого нет отдельной книги, это просто обычный честный экзамен с актуальными для современной медицины вопросами по базовым дисциплинам – анатомии, физиологии, фармации и др. Этот экзамен – это стимул для украинской системы медицинского образования развиваться и обновляться.
  3. Изменение системы повышения квалификации врачей. Отныне государство требует от врачей ежегодного обучения. На сегодня вместо формального повышения квалификации раз в 5 лет врачи обязаны проходить обучение ежегодно. Но врач имеет право самостоятельно выбирать, где и как учиться: онлайн курсы, курсы за рубежом, мастер-классы. Он не привязан к академии последипломного образования. Отныне созданы предпосылки к тому, чтобы наши с вами налоги шли к каждому врачу. Каждый врач должен получать определенную сумму, которую он должен потратить на свое обучение ежегодно. Мы же должны быть заинтересованы в том, чтобы наши врачи учились ежегодно и были свободными в выборе образовательных мероприятий.
DOSSIER →   ОМБУДСМЕН ПРОКОММЕНТИРОВАЛ ПРИНЯТЫЙ ЗАКОН О МОБИЛИЗАЦИИ

Все эти шаги, направленные на медицинское образование, сработают через некоторое время, а не прямо сейчас.

И что можно сделать сейчас, чтобы в больнице лечили правильно?

Для этого у нас есть четвертый шаг. Введены новые клинические протоколы. Это определенное обобщение знаний, такая шпаргалка, подсказка для врача. Это стандарт лечения. Для того чтобы не было историй с ненужными операциями, мировая медицина выработала такой алгоритм действий. Многие лаборатории, базы данных, рабочие экспертные группы создают доказательный стандарт, протокол, которым может пользоваться врач.

До сих пор рабочая группа МОЗ писала унифицированные протоколы, которые обновлялись очень редко. Туда «профессора» включали свои, зачастую устаревшие, представление о медицине, плюс фармацевтические компании приплачивали за «втуляли» туда брендовых препаратов. Таким образом лечение по унифицированным протоколам могло быть банально неправильным.

Сейчас министерство полностью отменило этот механизм. Новые клинические протоколы на основе доказательной медицины каждая больница теперь может внедрять своим приказом – обязательно без адаптации. Если мировая медицинская наука говорит, что пациента нужно лечить так, то мы не имеем права ни добавлять, ни отнимать ничего. Мы должны лечить пациента именно так. И если больница не может обеспечить пациенту именно такое лечение, то менять надо не протокол, а больницу. Если больница не может обеспечить компьютерную томографию, потому что ее нет, то надо не положить новую брусчатку и не сделать очередной ремонт, а купить компьютерный томограф.

Что эта система дает уже сегодня?

Вы, например, приходите к терапевту – и он должен лечить вас не так, как сказал преподаватель, заведующий или главный врач, а так, как этому учат лучшие примеры из мировой медицины. Сегодня те врачи, которые на самом деле учатся, прогрессивные медицинские учреждения, в которых это понимают, имеют право повысить уровень оказания помощи. И теперь можно говорить с врачом о том, по какому протоколу он вас лечит. В больнице можно спрашивать о том, чем они руководствуются.

DOSSIER →   Президент подписал мобилизационный законопроект

Я вас уверяю, что уже есть больницы, которые перешли на такие стандарты, на международные протоколы. Я буду рекламировать их, потому что это правильно. Это Северодонецка городская больница. Сейчас, если вы пойдете лечиться в Северодонецкую городскую больницу, вас будут лечить, как в Испании или как в Финляндии, например.

Мы сделали три шага, которые стратегически поднимают уровень образования и уровень оказания помощи, но протоколы позволяют уже сейчас врачам, чей уровень «который уже есть», использовать лучшее, что есть в мировой практике.

Мы уже год платим семейному врачу в три раза больше, чем платили до того. Как вы думаете, сколько врачей получили зарплату и пошли в библиотеку? Кто из них сказал: «Вау! Я получаю новую зарплату и теперь буду лечить людей по-новому»? Деньги – это ошибочная мотивация.

Со временем реформа будет абсолютно дискредитирована, если мы не начнем говорить о медицинском образовании, если мы потеряем те четыре шага, о которых говорилось выше. Ценности – это главная мотивация и в медицине, и в целом в жизни.